Во вторник 11 ноября в Киево-Печерской лавре состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Круг рассмотренных Синодом вопросов оказался достаточно широким. Кроме решения текущих проблем церковной жизни были также затронуты вопросы межправославных отношений, церковной дисциплины, а также деятельности православных братств и поминовения жертв Голодомора 1932-33 годов. Портал Богослов.ru предлагает обзор основных решений, принятых Священным Синодом в Киеве.
Взаимоотношения с мировым Православием
В начале заседания Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир сообщил членам Священного Синода о поездке делегации Украинской Православной Церкви 11-12 октября нынешнего года в Стамбул для участия в собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Напомним, что, присутствуя на этой встрече, предстоятель Украинской Православной Церкви вручил всем Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей свое обращение, в котором содержалась просьба поддержать усилия Украинской Православной Церкви по восстановлению церковного единства в Украине и выработать единую позицию в отношении путей преодоления существующих церковных разделений.
Заслушав сообщение Блаженнейшего митрополита Владимира, Священный Синод поддержал инициативы, высказанные в обращении Предстоятеля к главам Поместных Церквей, и высказал надежду, что «благодаря совместным конструктивным усилиям Поместных Православных Церквей и при их молитвенной поддержке инициатив Украинской Православной Церкви, церковные расколы в Украине будут преодолены».
Также Блаженнейший Владимир сообщил, что в настоящее время уже получен официальный ответ на указанное обращение от Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Саввы. В своем ответе Блаженнейший Савва констатирует: «Отсутствие единства в недрах Православной Церкви Украины является нашей общей болью и заботой». Полностью поддерживая инициативы Украинской Православной Церкви, Предстоятель Польской Церкви отмечает, что сегодня в первую очередь нужно «в согласии с Предстоятелем Московского Патриархата … решить вопрос объединения всех раскольнических групп с Украинской Православной Церковью. В основе этого труда объединения должна лежать верность канонической норме Православной Церкви». Также Блаженнейший Савва признает, что Украинская Православная Церковь «вполне обладает всеми возможностями, дабы провести такой труд и при поддержке Поместных Православных Церквей и помощи Божией достигнуть желаемого всеми нами церковного единства».
Таким образом, Предстоятель Польской Православной Церкви полностью поддержал предложениям, высказанные месяц назад Блаженнейшим митрополитом Владимиром. Это первый официальный ответ на обращение от 11 октября, полученный в Киеве от Предстоятелей Поместных Православных Церквей.
Напомним, что совсем недавно (28 октября 2008 года) в связи с вручением Блаженнейшему Митрополиту Савве звания доктора Киевской духовной академии «honoris causa» Киев посетила делегация Польской Православной Церкви. К сожалению, из-за болезни сам Предстоятель Польской Церкви не смог тогда приехать в Киев. Тем не менее, Священный Синод высказал удовлетворение «высоким уровнем взаимоотношений между Украинской и Польской Православными Церквами» и признал важным дальнейшее развитие этих отношений.
Еще одно Синодальное решение, относящееся к межправославным отношениям, было принято в связи с просьбой Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II о принятии для служения в Свято-Троицком храме города Одессы клирика Александрийского Патриархата.
Здесь следует напомнить, что еще в 1955 году во время посещения Одессы Александрийским Патриархом Христофором II между ним и Патриархом Московским и всея Руси Алексием I была достигнута договоренность об открытии в Одессе подворья Александрийской Православной Церкви. Это подворье начало свое существование в октябре 1956 года при одесском храме Святой Троицы, который принято также именовать «греческой церковью». Действительно, Троицкая церковь исторически была приходским храмом для проживавших в Одессе греков. Именно в этой церкви в 1821 году был похоронен мученически скончавшийся Константинопольский Патриарх Григорий V (впоследствии в 1871 году его мощи были перенесены в Афины). В свое время в Троицком храме в качестве официального представителя Александрийской Церкви совершал служение и будущий Предстоятель Александрийского Патриархата Блаженнейший Федор II.
Подворье Александрийской Церкви существовало в Одессе до апреля 1994 года, после чего оно было перенесено в Москву в храм Всех святых на Кулишках (Славянская площадь). Теперь Блаженнейший Патриарх Феодор II с целью возобновления традиции служения в Троицком храме духовенства Восточных Патриархатов предложил принять в этот храм клирика Александрийской Церкви.
После того как было получено одобрение этой инициативы со стороны правящего архиерея Одесской епархии митрополита Агафангела, Блаженнейший Митрополит Владимир представил инициативу Блаженнейшего Феодора на рассмотрение Священного Синода УПЦ. В результате было принято решение «благословить принять в клир Свято-Троицкого храма города Одессы клирика Александрийской Православной Церкви».
Новый удар по «политическому православию»
Также было принято несколько важных решений, продолживших инициативы декабрьского (2007 года) Собора епископов УПЦ по осуждению так называемого политического православия.
Священный Синод заслушал информацию управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана о порядке проведения Всеукраинских крестных ходов. Актуальность этого вопроса связана с многочисленными инициативами по организации подобных акций, которые не согласовывались со священноначалием УПЦ и порой проводились под политическими лозунгами.
Священный Синод принял решение считать Всеукраинскими крестные ходы, «охватывающие территорию трех и более епархий и имеющих значение, актуальное в масштабах всей Украинской Православной Церкви». Всеукраинские крестные ходы отныне могут организовываться только по благословению Священного Синода УПЦ. Заявки на проведение таких ходов должны подаваться в Управление делами УПЦ не позднее, чем за месяц до начала проведения крестного хода. В заявке должна быть указана информация об организаторах и участниках хода, святынях, сопровождающих крестный ход, цель проведения мероприятия и источники его финансирования. После проведения Всеукраинских крестных ходов их организаторы должны представлять соответствующий отчет Управляющему делами УПЦ, который, в свою очередь, информирует об этом Священный Синод.
Особо в Синодальном постановлении подчеркивается, что ни один крестный ход «не может проходить под политическими лозунгами или быть посвященным событиям политической жизни».
Также Синод имел суждение о деятельности Союза православных братств Украины (Всеукраинского православного братства во имя святого архистратига Божия Михаила, Всеукраинского братства Александра Невского) и некоторых других общественных организаций мирян («Православная общественность Одессы», «Духовно-патриотический союз "Новороссия"»), а также о печатной и видеопродукции, которая издается и распространяется по благословению заштатного епископа Ипполита (Хилько).
Синод констатировал, что деятельность указанных организаций имеет явную политическую окраску. Кроме того эти организации распространяют и пропагандируют идеи и литургические обряды, противоречащие учению и правилам Православной Церкви. Речь идет о пропаганде идеи канонизации московского царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина, а также о пропаганде так называемого Чина всенародного покаяния. Кроме того Союз православных братств Украины распространяет среди верующих обращения бывшего епископа Диомида, лишенного архиерейского сана постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года.
Все это заставило Священный Синод УПЦ принять решение об отзыве церковного благословения, преподанного ранее на деятельность Союза православных братств Украины.
Печатная и видеопродукция, выпущенная в свет с грифом «по благословению епископа Ипполита (Хилько)» была изучена Богословско-канонической комиссией при Священном Синоде УПЦ. В результате проведенного анализа в этих изданиях были выявлены: пропаганда «Чина всенародного русского покаяния», учение об искупительной жертве царя-мученика, проповедь недоверия священноначалию, клевета в адрес Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), распространение псевдоцерковных последований таинства исповеди, нагнетание паники и страха в связи с персональной идентификацией граждан и новыми документами, пропаганда искаженной эсхатологии.
Заслушав отчет Богословско-канонической комиссии, Священный Синод постановил просить епископа Ипполита впредь воздержаться от преподания благословения «на публикацию книг, периодических изданий и видеоматериалов, содержащих … экклезиологические, сотериологические и эсхатологические взгляды, противоречащие вероучению Православной Церкви».
Кроме того Священный Синод уполномочил управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Митрофана довести до ведома епископа Ипполита выдвинутые против него обвинения. Епископу Ипполиту предписано лично прибыть на очередное заседание Священного Синода УПЦ 22 ноября 2008 года и дать пояснения относительно этих обвинений. 22 ноября Синод будет иметь окончательное суждение о деятельности епископа Ипполита.
Поминовение жертв голода на Украине
22-23 ноября 2008 года по инициативе Президента Украины будет отмечаться 75-я годовщина голода на Украине. Голод, охвативший в 1932-33 годах большую часть регионов Украины, унес жизни нескольких миллионов человек. В настоящее время на Украине идет подготовка к общенациональному воспоминанию тех печальных событий. В Киеве готовится к открытию памятный Мемориал.
Причину трагедии 1930-х годов Церковь видит в «глубоко ошибочной и антигуманной идеологии» большевизма, суть которой в «отречении от Богочеловека Христа и христианской морали и выбор новой веры — в человекобога, в антихриста». Священный Синод призвал верных чад Украинской Православной Церкви вознести молитвы за тех, кто принял мученическую кончину во время голода.
Принято решение провести 22-23 ноября заупокойные богослужения и другие поминальные мероприятия в епархиях УПЦ. В заупокойные ектении на Божественной литургии и в иных заупокойных богослужениях решено добавить прошение «...о упокоении душ усопших рабов Божиих от глада и пагубы безбожною властию уморенных…».
Некоторые кадровые решения
Также Синодом были приняты решения: об открытии новой епархии, о перемещении нескольких правящих архиереев и о рукоположении новых епископов.
В частности, решено создать Джанкойскою епархию путем выделения ее из состава епархии Крымской. Правящим архиереем Симферопольской епархии с титулом «Симферопольский и Крымский» оставлен Преосвященный митрополит Лазарь (Швец), а управляющим Джанкойской епархией с титулом «епископ Джанкойский и Раздольненский» определено быть клирику Ровенской епархии архимандриту Нектарию (Фролову).
Викарием Киевской епархии с титулом «епископ Городницкий» определено быть наместнику Городницкого Свято-Георгиевского монастыря архимандриту Александру (Нестерчуку). Викарием Запорожской епархии с титулом «епископ Вольнянский» определено быть клирику Запорожской епархии архимандриту Иосифу (Масленникову).
Преосвященный епископ Иларий (Шишковский) освобожден от управления Сумской епархией и назначен епископом Херсонским и Таврическим. Епископом Сумским и Ахтырским назначен архиепископ Иоанн (Сиопко), управлявший прежде Херсонской епархией. Преосвященный Антоний (Боровик) освобожден от управления Уманской епархией и назначен епископом Александрийским и Светловодским. Епископом Уманским и Звенигородским назначен епископ Пантелеимон (Бащук), управлявший прежде Александрийской епархией.
Епископ Криворожский и Никопольский Ефрем освобожден с поста главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Новым председателем этого отдела назначен епископ Иларий (Шишковский).
Кроме того было решено открыть два новых женских монастыря и установить в пределах Конотопской епархии два местных празднования в честь чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Также принят ряд решений по дисциплинарным вопросам. Несколько Синодальных журналов посвящено вопросам строительства в Киеве кафедрального собора в честь Воскресения Христова.
Богослов.ru/Патриархия.ru