Голосование по законопроекту состоялось накануне. За его принятие проголосовали 88 депутатов парламента, сообщает Пресс-служба Латвийской Православной Церкви.
Митрополит Рижский и всея Латвии Александр отметил в свое комментарии к принятому закону, что принятие этого документа для Латвийской Церкви имеет историческое значение. «Сегодня, наконец, свершилось то самое главное событие, о котором мы молились и ждали почти двадцать лет. Девятнадцать лет как я правящий епископ, и все эти годы проводилась огромная, кропотливая, незаметная работа. И мы видим обильный результат. Конечно, мы рады, что это событие произошло накануне праздника 90-летия независимости Латвийского государства, в котором мы живем и за которое мы молимся», — отметил иерарх.
До сих правовой статус Латвийской Православной Церкви регулировался «Положением о Латвийской Православной Церкви», принятым в 1926 году. Несколько лет назад был подписан договор между Кабинетом Министров Латвийской Республики и Латвийской Православной Церковью.
«Мы не единственная и не первая конфессия, которая получила закон, и, слава Богу, не последняя. Существует конкордат между Ватиканом и Латвийским государством. Были приняты закон о баптистах и старообрядцах. Принятие закона говорит об отношении нашего общества к Латвийской Православной Церкви. Нужно отдать должное депутатам нашего Сейма. Это показывает уровень отношений между Латвийским государством и нашей Латвийской Православной Церковью», — подчеркнул митрополит Александр.
Документ закрепляет юридические основы деятельности ЛПЦ. Так, например, в проекте оговорено, что полное название Церкви — «Латвийская Православная Церковь», причем использовать это название вправе только эта Церковь, ее общины, а также созданные Церковью заведения и учреждения. Также в законопроекте указано, что государство уважает решения Церкви по каноническим вопросам, и эти решения не могут быть обжалованы в государственных институциях.
Закон также устанавливает нормы, в соответствии с которыми священники ЛПЦ не могут подвергаться процедуре допроса; от них нельзя требовать выдачи сведений, которые священнослужитель получил во время исповеди, даже в том случае, если священнослужитель является свидетелем или участником судебного процесса.
Относительно пункта о военной службе в рядах Национальных вооруженных сил (НВС) Латвии в законе говорится, что все православные имеют право получать духовную опеку священнослужителей Латвийской Православной Церкви, если это не мешает исполнению военнослужащими своего долга. Священников и студентов духовных образовательных учреждений государство не может призывать на обязательную военную службу. В случае всеобщей мобилизации вышеуказанные лица могут принимать участие лишь в действиях без использования оружия.
Латвийская Православная Церковь, согласно закону, будет регулировать работу своих капелланов, которые будут осуществлять свою деятельность в Национальных вооруженных силах Латвии, в портах, аэропортах, медицинских и образовательных учреждениях и пр.
В случае, если речь идет о беженцах, которые просят в Латвии убежище из-за преследований в своей стране по признаку вероисповедания (православия), Латвийская Православная Церковь в лице своих представителей получает право участвовать в обсуждении этого вопроса.
Особенностью законопроекта являются статьи, регулирующие поддержку государством расположенного под Елгавой филиала Свято-Троице-Сергиева женского монастыря — все строения в Валгунде берутся под охрану государства.
Согласно новому закону, государство обязуется ежегодно выделять из бюджета средства для реставрационных и реновационных работ, а также средства для обеспечения порядка на Крестном ходе и оказания медицинской помощи паломникам.
Закон также закрепляет порядок строительства, реставрации, перестройки храмов, часовен и кладбищ; проведение этих работ возможно только с разрешения правящего архиерея Латвийской Православной Церкви — митрополита Рижского и всея Латвии Александра.
Патриархия.ru