В интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» Елене Веревкиной епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил рассказал о жизни православных верующих в Киргизской Республике.
— Владыка, расскажите, пожалуйста, об особенностях Православия на киргизской земле. Удается ли верующим избегать межрелигиозных конфликтов в быту?
— На киргизскую землю Православие пришло вместе с переселенцами. Русские переселенцы пришли на территорию современной Киргизии 150 лет назад, когда отдельные киргизские племена, приняв российское подданство, вошли в состав Российской империи. Множество переселенцев из южных областей России, а также из Уральской губернии перешли сюда со своими повозками, вместе с семьями на постоянное место жительства. Естественно, что переселенцы принесли в эти края православную веру. На местах, где они расселялись, появлялись первые православные часовни и храмы. Так Православие пришло на киргизскую землю. В отличие от агрессивной политики западных религиозных миссий христианского толка, Православие пришло сюда мирно, а его главной целью было духовное окормление поселившихся здесь русских переселенцев. Это сыграло историческую роль во взаимодействии с исламом. За 150 лет не было ни единого конфликта на религиозной почве, потому как ислам не вмешивался в дела русского населения, православные не вмешивались в дела киргизов. Нынешнее государство Кыргызстан состоялось во многом благодаря совместным созидательным усилиям киргизского и русского народов на основе глубокого взаимоуважения, культурного взаимопроникновения, учета религиозных и национальных особенностей, чему, безусловно, помогали нравственные основы глубокой веры, как православного, так и мусульманского населения.
— Известны ли случаи, когда киргизы принимали Православие? Есть ли среди вашей паствы коренное население республики? На службе я видела и азиатские лица...
— Есть, конечно, но это не только киргизы. У нас многонациональная страна. К Православию наряду с киргизами приходят и дунгане, и корейцы, и прочие народы. Но, это их добровольное делание — так сказать, желание сердца. Также есть и русские, которые принимают ислам. К примеру, вышла девушка замуж за мусульманина и приняла ислам. Такие случаи есть, но это скорее исключение.
— На улицах города Бишкека с трудом можно встретить женщину, одетую по мусульманским канонам. Значит ли это, что киргизы практикуют более светский ислам?
— Да, в большинстве случаев они придерживаются своей культуры и вековых традиций. Безусловно, современные тенденции накладывают свой отпечаток. И молодежь подвержена современной моде. А что касается хиджабов — киргизы как этнос очень самостоятельны и самобытны. Они исповедуют ислам, но здесь мало женщин в хиджабах по сравнению с другими мусульманскими странами. Сама по себе киргизская традиционная одежда довольно закрытая и не противоречит нормам ислама.
— Мусульмане Киргизии ездят получать религиозное образование за рубеж. Не представляет ли это угрозу распространения религиозного экстремизма?
— Это всеобщая проблема как России, так и Кыргызстана. Хотелось бы отметить, что местное управление мусульман во главе с муфтием, работают над тем, чтобы богословы и имамы взращивались на местах.
— Известно об активной деятельности иеговистов в мусульманских деревнях, что порой приводит к казусам, когда человека невозможно похоронить, поскольку он перестал быть мусульманином, а кладбище в поселении только мусульманское. Как проходит борьба с сектами?
— В первую очередь мы должны быть сильными. Православные батюшки должны быть сильными духом, проповедью, жизнью, чтобы Православие было привлекательным. Конечно, необходимо проповедовать среди православных, уберегая их от разных сект, особенно таких опасных, как иеговисты. В законодательном плане у нас соблюдаются права человека, но если эти люди начинают нарушать закон, проворачивают махинации с жильем, нарушают общественный порядок, то их наказывают в соответствии с законодательством. Безусловно, они очень сильно раздражают местное население. Проникая везде, они ломают коренные устои, традиции и правила. В Средней Азии и в Кыргызстане это чревато последствиями. В том числе и со случаями захоронений киргизов, принявших чуждую их законам веру.
— В России она запрещена законодательно...
— Потому что время пришло. Постепенно и здесь идут к этому, это действительно очень деструктивная секта. Уверен, наступило время созидания, а не разрушения религиозных и национальных традиций.
— Прошла информация, что недалеко от Иссык-Куля власти захватили старый деревянный храм и хотят сделать там магазин. Это правда?
— Ситуация уже прояснилась. На Иссык-Куле есть исторический храм, один из старейших на этой земле. Для нас 120-125 лет — это уже история. Храм деревянный, находится он в Караколе и содержит в себе великую святыню для нас. Это — Тихвинская икона Божией Матери, список, привезенный 120 лет назад с Горы Афон в дар Иссык-Кульскому Свято-Троицкому мужскому монастырю. Однажды монастырь разграбили и закрыли, но икона чудом сохранилась и ныне украшает храм в Караколе. И вдруг вокруг этого храма случилось недоразумение. Из-за непонимания законов мэр города решил незаконно изъять земли, принадлежащие храму. Усилиями юридической службы епархии и киргизских госорганов конфликт был исчерпан. Не обошлось и без влияния нашей общественности. Надеюсь, что мэр извинится перед людьми, потому что он оскорбил не только православных, но и мусульман Каракола. Ведь этот храм любят все, уважают его святыни. Кроме того, это одна из главных достопримечательностей Иссык-Куля. Изымать землю вокруг храма, которая принадлежит непосредственно приходу, для того, чтобы построить там магазины — это беззаконие. Наоборот, мы должны сохранить эту землю. Это святыня для православных и культурное достояние Кыргызстана.
— Вы служите в епархии с 2014 года. Что Вы можете сказать о киргизах? Какие они, какова их главная национальная черта?
— Простой, добрый народ.
— Вы известны как епископ-реформатор, за небольшой срок Вам удалось многое для епархии сделать. Какие у Вас планы?
— Мы достраиваем еще один храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба, который находится в черте Бишкека и практически сделан под крышу. В настоящее время делают купола для него.
Также хотим построить храм в курортном городе Чолпон-Ата, где проживет немало православных. Земля есть. И есть надежда, что кто-то откликнется, и там будет храм.
Один из самых важных проектов для нас — это строительство православной школы (закладной камень освятил Святейший Патриарх), которая будет не только культурным, но и просветительским центром Кыргызстана.
— Как Вы оцениваете итоги визита Патриарха Кирилла в Киргизию?
— Лучше, конечно, самого Святейшего об этом спрашивать. Но я надеюсь, что мы порадовали Святейшего Патриарха, и он порадоваться нашим успехам. Мы очень ему благодарны за то, что он преподал нам свое Первосвятительское благословение, настроил и вдохновил нас на дальнейший труд, это очень важная моральная и духовная поддержка. Его наставления и советы очень важны для нас, этот визит очень важен для православных и вообще для всех жителей республики. Поверьте мне, все его очень ждали. Это важный, вдохновляющий, подъемный визит, духовного характера. Нас посетил Первосвятитель Московский, выдающийся человек мира, и каждое его слово — это слово миротворческое. Никто из дипломатов и политических лидеров не сказал и не скажет так, как Первосвятитель Московский. Из его слов мы, верующие люди, черпаем веротерпимость, любовь друг к другу, это является основой жизни для верующих. Его слово было основательным, мощным импульсом, чтобы на нашей Кыргызстанской земле пребывал мир.
«Интерфакс-Религия»/Патриархия.ru