Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка «Иконопись эпохи Романовых», на которой будут показаны редчайшие образы XVII–XX веков. Едва ли не в первый раз можно будет увидеть церковное искусство той поры, когда Россия превратилась в светскую державу, и оценить творения мастеров Палеха или Мстеры еще до того, как они начали выпускать лаковые шкатулки, сообщает газета «Новая известия».
Иконы эпохи Романовых — от Алексея Михайловича до последнего императора Николая II — стали открывать и изучать лишь в последнее время. До этого их в лучшем случае считали историческим наследием, в худшем — народным ширпотребом. Иконы XIX века нередко отказывались принимать в музеях. В наше время ситуация кардинально изменилась — как видно по объемному каталогу, среди поздних икон не только научились выделять шедевры, но и занялись их планомерным поиском.
В целом для иконописи эпохи Романовых характерно постоянное переплетение «старого письма» (по древним образцам) и западных влияний. На смену монахам пришли профессионалы Академии художеств и их ученики. Уже в самом начале XVII века художники стали использовать европейские гравюры, в XVIII веке стало заметным влияние барокко. Именно тогда во Владимире в Успенском соборе иконы, созданные Андреем Рублевым, заменили на более пышный иконостас.
В экспозиции можно увидеть образ «Иоанн Предтеча в пустыне», где пейзаж словно списан с голландских полотен. Нередки и иконы, на которых реалистично изображены известные русские монастыри.
Одна из самых эффектных икон из собрания Бондаренко — Богоматерь Августовская. На иконе изображена молитва солдат на немецком фронте 1915 года, когда над лесом им явился святой образ.
Патриархия.ru