Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда
Версия для печати
1 сентября 2017 г. 23:19

1 сентября 2017 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня за Божественной литургией мы слышали чтение из Евангелия (Мк. 4:1-9), которое хорошо знают люди, посещающие храм и читающие Священное Писание. Это известная притча Спасителя о семени, которая производит большое впечатление на тех, кто вдумчиво воспринимает библейский текст.

Одно семя было брошено при дороге, на обочине, — прилетели птицы и поклевали его. Второе семя попало на каменистую почву, взошло, но сразу засохло, потому что у него не было корней. Третье брошено в плохо приготовленную землю, где было много сорняков, так что сорняки поднялись и заглушили семя. И только четвертое было брошено на добрую землю и принесло обильный плод.

Господь сам истолковал ученикам смысл этой притчи. Он объяснил, что семя — это слово Божие. Брошенное при дороге, которое поклевали птицы, — это слово, которое бывает услышано, но диавол приходит и вырывает из сердца и разума человека Божественную истину. Брошенное на камни — это семя, которое вначале было воспринято и произросло, но потом, не имея корня, не имея прочного основания, засохло. Третье, попавшее в тернии и сорняки, — это слово, которое заглушается обстоятельствами жизни, повседневными заботами. А вот четвертое — это семя, которое упало на плодоносную почву и принесло плод.

Обычно мы, читая эту притчу, обращаем внимание на описания почвы, но не задумываемся, что почва — это некая данность. Так что же, люди, неспособные воспринять слово Божие, обречены на погибель? Если у них сердце, как камень, если они легко поддаются диавольским искушениям, если диавол исторгает слово Божие из их сердец и разума? Если люди так легко поддаются обстоятельствам жизни, что всё забывают, — значит, сама почва предопределяет жизненный выбор человека? Совсем нет!

Действительно, мы рождаемся с разными предрасположенностями, — теперь ученые называют это генетической наследственностью, — так что нам передается как доброе, так и плохое. Но даже при таком понимании наследственности никто не может сказать, что он категорически предрасположен ко злу и не может творить добро, или что он абсолютно предрасположен к неверию и не может в Бога поверить. Таких людей, абсолютно предрасположенных к одному, другому, третьему или четвертому выбору, не бывает. А что же бывает? Бывает, что ввиду отсутствия заботы со стороны родителей или учителей у детей в сердце создается каменистая почва. Если дети не видят добра, не понимают, что такое подвиг, что такое жертва, то в их сердце — камень. Даже если ребенок или уже взрослый, имеющий такое сердце, в какой-то момент воспринимает Божественную истину, то эта истина не может прорасти, потому что в сердце — камень. Каким же должен быть наш ответ? Мы должны работать, чтобы наши души не стали каменными. Мы должны работать над самими собой, над нашими детьми, над теми, кто сегодня пошел в школу, потому что и там может быть заложен камень в душу, не говоря уже о таких явлениях современной жизни, как влияние Интернета и средств массовой информации.

А что же семя, брошенное при дороге? Пришел диавол и так легко похитил? Да, легко. Если слово Божие не дает корня, если оно не входит в сознание и сердце человека, то никаких особых испытаний не надо. Просто человек отдается искушению, забывая обо всем — о Божиих заповедях, о законах, о честности, о порядочности, — и уже ничто его не удерживает. Зачем слово Божие, когда столько денег можно получить тем или иным незаконным способом? Или предаться наслаждениям, сделав несчастными множество людей? Но об этом мы и не задумываемся, потому что диавол с легкостью берет над нами власть.

Ну, а тернии? Можно ли с ними что-то сделать? Конечно, можно. Каждый, кто занимается сельским хозяйством, знает: можно прополоть, можно оказать химическое воздействие на землю, и никаких терниев не будет. Этот образ помогает нам понять, что и в нашей душе могут произрасти терния, волчцы, те самые сорняки, которые заглушат не только Божие слово, но и всякое разумное слово. Ведь если человек попадает в круговерть повседневной жизни и не может из нее вырваться, если приоритетом для него становится не самое главное, не стратегические цели, а эта самая повседневность, то, конечно, слово Божие будет этой повседневностью заглушено и не сможет плодоносить. Но именно от нас зависит, что мы делаем с почвой своей души.

Ну и, наконец, плодородная почва. Она приносит плод, но и над этой почвой надо работать, потому что одна и та же плодородная почва один год приносит хороший урожай, а в другой год может и не быть столь же плодоносной. И человек, который радовался ранее собранному урожаю, может испытать великое разочарование, обнаружив, что плодоносная почва былой урожай уже не приносит. Поэтому духовная жизнь постоянно требует бдительного отношения человека к самому себе, к своим мыслям, поступкам, чувствам.

Усвоение Слова Божия — это подвиг всей жизни, и это самый главный подвиг. Если мы не усвоим слово Божие, то Царство мы не получим, да и в этой жизни не повезет, потому что будем за счастье воспринимать тех же птиц, которые прилетели и поклевали семя, которые насадили в нас страсти, греховные склонности, а мы поплыли по течению, наслаждаясь ими. Либо те же самые тернии, которые заглушают семя, — мы, может быть, и не задумываемся об этих мелких сорняках, но на самом деле они смертельно опасны.

Эта притча учит нас духовному бодрствованию. Мы должны со вниманием относиться к тому, что происходит в нашей душе, в наших мыслях. Мы должны очень внимательно относиться к тому, как мы реагируем на сигналы, которые получаем из внешней среды. Перед тем, как впасть в восторг от того или иного фильма, от той или иной постановки, от тех или иных публично произнесенных речей, всегда нужна задать вопрос: а что это с точки зрения того самого семени, того самого слова Божия? Не прилетела ли очередная дьявольская птица, чтобы исторгнуть из моего разума, из моей памяти Божие Слово? Это и есть бдительность человека к самому себе: блюдите, како опасно ходите, сказано в Писании (Еф. 5:15). Где же мы опасно ходим? Да по этой жизни, потому что нас действительно подстерегают искушения, соблазны и все то, что может повредить нашей душе и внутренней почве, которая, принимая Слово Божие, может либо плодоносить, либо ничего не производить, кроме греха.

Думаю, эти мысли очень своевременны накануне учебного года, когда дети пойдут в школу. Родители несут ответственность за детей, поэтому будьте бдительны. Думайте не только о собственной почве, но о почве детских душ. Какое влияние оказывает на них окружающая среда? Старайтесь добрым словом, личным примером, молитвой сделать так, чтобы душа ребенка никогда не превратилась в камень, потому что каменная душа отвергнет не только Слово Божие, но и любовь, и верность отвергнет, и подлинную радость жизни не воспримет. Заботьтесь о том, чтобы птицы не прилетели и не вонзились своими отравленными клювами в сердца ваших детей, в их сознание. Это очень непросто сейчас сделать, но делать это нужно. Нужно оберегать детей от влияния среды, а уж если что-то произошло и ребенок приразился греху, то следует делать все для того, чтобы исторгнуть грех из сердца, из сознания ребенка — и словом, и молитвой, и, конечно, участием детей в молитвенной жизни, причащении Святых Христовых Таин.

Есть свои тернии и у детей, и у нас. Каждый из нас погружен в повседневность. Поэтому нужно и о себе, и о детях постоянно думать, чтобы самое главное, самое важное для их счастья никогда не потонуло в море повседневных забот, больших и малых. Верим, что Господь по молитвам Церкви, по молитвам народа нашего будет хранить и наших детей, и нашу молодежь. Но нужно очень много работать всем — и властям, и общественности, и родителям, и школам, и, конечно, Церкви, чтобы оградить наших детей от тех опасных духовных состояний, о которых сегодня нам повествует Евангелие. Верим, что Господь не оставит искреннюю молитву и труды во славу имени Его, на пользу Отечеству нашему и на пользу нашему молодому поколению. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке