3 сентября 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на Черниговском Патриаршем подворье в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.
Архипастырю сослужили: представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский); заместитель председателя ОВЦС, заведующий кафедрой внешних церковных связей и общественных наук ОЦАД архимандрит Филарет (Булеков); заведующий кафедрой библеистики ОЦАД, ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов); заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько); проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин); декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский; секретарь Ученого совета ОЦАД иерей Димитрий Сафонов; инспектор ОЦАД иерей Михаил Немнонов, клирики храма.
После сугубой ектении владыка совершил молитву о мире на Украине.
Затем иерарх помолился об упокоении новопреставленного заслуженного артиста России Дмитрия Когана.
По завершении Литургии митрополит Иларион прочитал молитву на начало учебного года и окропил учащихся святой водой.
Далее владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем и с началом учебного года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия.
Сегодня за богослужением, на которое собрались учащие и учащиеся нашей духовной школы, профессора, заведующие кафедрами, те, кто поступил в этом году, мы молились, чтобы Господь даровал нам премудрость и разум, просветил светом Своея истины.
В конце Литургии была вознесена особая молитва об учащихся, в которой среди прочего говорилось о том, чтобы Господь сохранил их в Православной вере. Ибо самое главное, на чем основана система знаний в нашей Церкви, – это святая Православная вера, это Священное Писание и Священное Предание, на которых, как на фундаменте, созидается здание церковного богословского образования.
В начале сентября мы думаем о том, что ожидает нас в новом учебном году, и каждый раз, вступая в него, понимаем, что этот год должен принести нам новые знания. И не просто знания, которые потом пригодятся в жизни, это и те, которые будут духовно питать. Потому что отличие духовного учебного заведения от светского заключается в том, что мы здесь даем не только профессиональную подготовку, мы не просто готовим специалистов узкого профиля, будь то священники, диаконы или преподаватели теологии, но воспитываем тех, кого Господь призвал в Свое Небесное Царство, дабы они к этому Царству были подготовлены. И вся наша система духовного образования направлена именно на то, что Святые Отцы называли образованием от слова «образ», потому что каждый из нас создан по образу и подобию Божию
Процесс образования в духовных школах подобен процессу реставрации древней иконы. Когда приносят в мастерскую образ, мастер-реставратор знает, что под толстым слоем копоти, сажи, может быть, под различными более поздними наслоениями красок сокрыта та первоначальная икона, которая была написана на этой доске. И вот очень медленно, очень осторожно он должен снимать эти слои: сначала ― слои копоти и сажи, потом ― позднейшие записи, которые на этой доске появились в свое время, чтобы, в конце концов, раскрыть изначальное изображение. Господь создал нас по Своему образу, но этот образ в нас очень часто оказывается затемнённым, и вот через молитву, через участие в церковных Таинствах, а также и через научение премудрости, которая содержится в Священном Писании и Священном Предании Церкви, этот Божий образ мы в себе восстанавливаем и воссозидаем. Тогда он открывается во всей своей первоначальной красоте ― таким, каким Бог его создал.
И неслучайно в церковном учебном заведении процесс обучения не сводится лишь к тому, что люди приходят, сидят за партами, читают какие-то книжки, пишут сочинения, сдают экзамены. Все это важно и необходимо, потому что мы должны получать знания, должна быть система проверки этих знаний. Все это существует в каждом учебном заведении. Но что отличает церковное учебное заведение от светского? То, что процесс обучения здесь неразрывно сопряжен с духовной, с церковной литургической жизнью. И всякий раз, когда мы собираемся в храм Божий, мы осознаем себя не просто учащими и учащимися, но теми, кого Господь призвал на апостольское служение.
Это служение не всегда напрямую связано с Таинством священства. Апостолом и проповедником может быть человек и не облеченный священным саном, но, например, имеющий ученую степень по теологии, занимающийся преподаванием, пишущий книги и статьи, вносящий свой вклад в апостольскую миссию, которую Господь возложил на Церковь с самого начала. И Господь призывает нас осознать эту миссию.
Мы сегодня слышали притчу Господню о злых виноградарях. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило (большую емкость, в которой мнут виноград для получения сока ― прим.), построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же… Они даже убили сына господина этого сада. А в конце притчи спрашивает Господь: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21. 40-41).
Так случилось с теми представителями народа израильского, к которым Господь посылал на протяжении веков Своих пророков и дал обетование о том, что придет Мессия, Спаситель. Но когда Спаситель пришел, они Его не распознали, не услышали голос Божий, обращенный к ним, они распяли Спасителя мира. И тогда Господь отдал Свой виноградник другим виноградарям.
Мы с вами и есть те другие виноградари, которым Господь отдал Свой виноградник ― Новый Израиль, Свою Святую Церковь. Но ведь и от нас тоже Господь ожидает плодов. А какие это плоды? Это, прежде всего, вера, неуклонное стояние в Православии, твердое желание всегда учиться читать Евангелие, познавать истины Божии через Священное Писание и через Предание Церкви. Это готовность отдавать свою жизнь и свои силы делу проповеди Евангелия Христова. Вот каких плодов ожидает от нас Господь, и Он Сам помогает нам в подготовке к этой апостольской миссии, в том числе и в стенах нашего учебного заведения.
Мне радостно сегодня было видеть активно участвующих в богослужении профессоров нашей Общецерковной аспирантуры, заведующих кафедрами, всех тех, кого мы называем словом «учащие». И я рад видеть тех, кого мы называем словом «учащиеся», получивших сегодня благословение на предстоящий учебный год.
Хотел бы пожелать, чтоб учеба для нас была путем возрастания к Царству Небесному. Учиться должны все не только учащиеся, но и учащие. Плох тот учащий, который сам не учится. Плох тот профессор, который написал в молодости какие-то сочинения, а потом решил, что можно жить старым багажом. Неслучайно существует система аттестации и переаттестации ― она нужна для того, чтобы и учащие тоже постоянно находились в процессе учения, обогащения знаниями и возрастания.
Желаю, чтобы этот процесс для каждого из нас никогда не прекращался, чтобы ежедневно мы узнавали что-то новое, чтобы каждый день был для нас наполнен открытиями, чтобы жизнь наша благодаря этому всегда была содержательной, интересной и наполненной, и чтобы Сам Господь был нашим путеводителем на пути к Царству Небесному».
Затем состоялось вручение первого в истории Российской Федерации признанного государством диплома кандидата теологии.
1 июня 2017 года в Объединенном диссертационном совете Д 999.073.04, созданном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, состоялась первая защита диссертации по специальности 26.00.01 ― «Теология». По итогам защиты работы на тему «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского» диссовет принял решение присудить протоиерею Павлу Хондзинскому ученую степень кандидата теологии.
Вручая диплом, митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул: «Мы прошли очень большой путь прежде, чем это стало возможным, потому что долгие годы светские ученые говорили о том, что теология ― это никакая не наука, потому что вообще тот, кто в Бога верит, не может считаться ученым. Так и сейчас говорят некоторые биологи, которые пытались сорвать первую защиту кандидатской― диссертации по теологии. Но Господь не внял их воплям, Он услышал наши молитвы. И государство в лице Министерства образования и науки проявило спокойствие, выдержку и мудрость. Я сегодня рад вручить этот первый в истории нашего государства диплом протоиерею Павлу Хондзинскому, которого он удостоен за диссертацию, посвященную святителю Филарету Московскому».
Поблагодарив за вручение диплома, отец Павел сказал: «Очень хочется надеяться, что это событие подводит черту под бурной историей моей защиты и начинает новую ― историю полноправного и полнокровного развития богословской науки в общем пространстве гуманитарных наук».
Ректор ОЦАД также вручил удостоверения магистрантам и аспирантам первого года обучения.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru