5 сентября 2017 года Учебный комитет Русской Православной Церкви провел первый международный вебинар «Предпосылки формирования единого образовательного пространства для духовных учебных заведений на территории стран канонической ответственности Русской Православной Церкви».
В вебинаре приняли участие представители духовных учебных заведений из Украины, Латвии, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.
Работу вебинара открыл председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений.
«Где бы ни была расположена семинария или академия, суть и основная цель духовного образования остаются неизменными ― это подготовка пастырей. Находясь на территории разных стран, мы создаем учебные заведения, чтобы передавать молодым людям, будущим поколениям священнослужителей, одну и ту же традицию ― совокупность знаний, умений и навыков, в которых содержится наше церковное Предание, переданное нам от тех поколений священнослужителей и богословов, которые жили до нас… Поскольку содержательная часть, ядро духовного образования для всех семинарий одинакова, а иначе не может быть, поскольку она основана на едином Предании Церкви, может быть, стоит попытаться хотя бы в некоторой степени унифицировать и его форму, оформление на уровне стандартов и документов», ― отметил, в частности, архиерей.
В первой части вебинара сотрудники Учебного комитета рассказали об образовательных стандартах в семинариях и академиях на территории Российской Федерации и мониторинге за их соблюдением в ходе регулярных инспекционных поездок.
О реализации Единого учебного плана бакалавриата в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви сделала сообщение методист Учебного комитета Русской Православной Церкви Н.В. Леонтьева. Она рассказала об образовательных стандартах, которые действуют в семинариях на территории Российской Федерации (продолжительность учебного года, трудоемкость дисциплин и проч., предусмотренных Единым Учебным планом).
Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов посвятил свое выступление опыту и перспективам взаимодействия вузов Русской Православной Церкви в разных государствах.
«Сегодняшний семинар позволит определить объем общего, которое есть в организации учебного процесса у российских и зарубежных духовных учебных заведений, а также обозначить лакуны, преодолев которые, появятся условия для создания единого образовательного поля в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви с учетом местных особенностей», ― сказал отец Максим.
Он напомнил об инспекционных поездках, которые были предприняты сотрудниками Учебного комитета в 2012-2013 гг. В частности, обратил внимание на то, что у российских и зарубежных семинарий есть определенный общий опыт и даже схожие недостатки, например, одним из самых слабо освоенных предметов (за исключением Минских духовных школ) оказывается литургика.
Вопрос в том, насколько учебные планы, по которым идет учебный процесс в семинариях, соотносятся с Единым учебным планом, который действует в семинариях на территории Российской Федерации, и насколько местные условия, в первую очередь законодательство в области образования, будут способствовать созданию единого образовательного поля.
Во второй части об образовательных стандартах и законодательстве в области образования рассказали представители стран-участниц вебинара.
Вице-ректор Полтавской миссионерской духовной семинарии Украинской Православной Церкви, викарий Полтавской епархии епископ Новосанжарский Вениамин рассказал об украинском законодательстве в области образования и об образовательных стандартах Украины на примере Полтавской духовной семинарии. Владыка подробно рассказал о содержании программ, которые действуют в семинарии (во многом они ориентированы на стандарт Русской Православной Церкви), и о других аспектах ее работы.
Рижскую духовную семинарию представляли два преподавателя ― протоиерей Николай Тихомиров и протоиерей Олег Пелевин, которые выступили с сообщением «Особенности статуса Рижской духовной семинарии и вопросы учебных программ с учетом местных условий». Они подробно рассказали о системе теологического образования, которая внедрена и действует на территории Латвии, изучении в семинарии истории страны и истории Православия в Латвии и других местных особенностях, об организации учебного процесса в Рижской духовной семинарии, распределении учебной нагрузки, промежуточных и итоговых работах, которые готовят студенты.
Наибольшее чисто участников подключились к вебинару из Белоруссии, на территории которой расположено три духовных учебных заведения, которые приняли участие в обсуждении ― Минская духовная академия, Минская и Витебская духовные семинарии.
Ректор МинДА архимандрит Сергий (Акимов) и председатель комиссии по аккредитации и лицензированию, преподаватель МинДС иерей Димитрий Ворса рассказали об особенностях законодательства в области образования в Республике Беларусь. До настоящего момента духовные образовательные организации, в соответствии с законодательством, регистрировались как религиозные организации и не подлежали государственному лицензированию как вузы. Сейчас создана комиссия по аккредитации и лицензированию и идет обсуждение проекта документа, в соответствии с которым духовные семинарии получать возможность проходить лицензирование.
Как рассказали начальник учебно-методического отдела Е.В. Пастухова и первый проректор МинДС протоиерей Андрей Цигель, Минские духовные школы ориентируются на Единый учебный план, разработанный Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Кроме того, МинДС и МИнДА учли рекомендации и замечания, оставленные Учебным комитетом после визитаций, в частности, увеличили продолжительность учебного года.
Проректор по учебной работе Витебской духовной семинарии протоиерей Димитрий Савич дополнил сообщение коллег информацией о сотрудничестве со светскими вузами и возможности для студентов получать второе высшее образование в государственном вузе и, соответственно, диплом государственного образца.
Проректор по воспитательной работе Алма-Атинской духовной семинарии иерей Иоанн Ливинский и проректор по учебной работе АПДС иерей Петр Бахтияров представили доклад «Законодательство Республики Казахстан в области религиозного образования. Вопросы реализации». Алма-Атинская православная духовная семинария также ориентируется на стандарты Учебного комитета Русской Православной Церкви, но учитывает местные особенности. 1 сентября 2016 года семинарии удалось пройти процесс лицензирования и получить официальную государственную лицензию на ведение образовательной деятельности.
Проректор по учебной части Ташкентской духовной семинарии протоиерей Сергий Стаценко рассказал о непростых местных условиях, в которых существует и действует духовное учебное заведение, в частности, о необходимости согласования учебных программ с Министерством по делам религий, из-за чего не удается привести их в соответствии со стандартами, принятыми Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Тем не менее, сегодня в семинарии открыт и действует бакалавриат, есть и очная, и заочная формы обучения. Он также поделился идеями о том, как может быть развито сотрудничество с Учебным комитетом и духовными вузами на территории Российской Федерации.
По итогам вебинара специалисты Учебного комитета Русской Православной Церкви подготовят отчет, что позволит понять, каковы на сегодняшний день предпосылки формирования единого образовательного пространства для духовных учебных заведений на территории стран канонической ответственности Русской Православной Церкви.
Учебный комитет/Патриархия.ru