Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти прп. Димитрия Басарбовского в Бухаресте

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти прп. Димитрия Басарбовского в Бухаресте
Версия для печати
27 октября 2017 г. 13:37

27 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Румынскую Православную Церковь, принял участие в торжественном богослужении по случаю дня памяти небесного покровителя Бухареста преподобного Димитрия Басарабовского. Литургия состоялась на площади святых равноапостольных Константина и Елены. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью.

Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня празднуется память преподобного Димитрия Басáрбовского, небесного покровителя града Бухареста, и за Божественной литургией мы только что слышали чтения службы преподобному из Послания святого апостола Павла к Галатам о распятии плоти, плодах духа и о жизни по духу (Гал. 5:22 – 6:2), а затем — заповеди блаженства из Евангелия от Луки (Лк. 6:17-23).

Обетования небесного блаженства всем, кто истинно последует за Христом, изложены по-разному в Евангелиях от Луки и от Матфея. Евангелист Матфей приводит Нагорную проповедь Спасителя, где дается полный свод девяти заповедей блаженства, включая заповеди о кротости, милосердии, чистоте сердца и миротворчестве. Евангелист Лука упоминает только четыре заповеди блаженства: о нищете духовной, об алчущих, о плачущих, о гонимых и подвергающихся бесчестию. Эти заповеди предельно строги и аскетичны, они призывают встать на путь самоотречения и сораспятия Христу. Неудивительно, что именно это Евангельское чтение нам предлагает Церковь в дни памяти святых, угодивших Богу на монашеском поприще.

Жизнь каждого христианина — это самоотречение на пути ко Христу. Монашеский путь к Богу считается особенно трудным подвигом, оттого и монахов мы чаще называем подвижниками. При крещении все христиане дают обет отречения от сатаны, но монахи при постриге приносят дополнительные, ещё более строгие обеты. Они наиболее решительным, явным образом отрекаются от мира и от всего, что в нём, ради новой жизни во Христе. Чем же оправдывается такой подвиг? Что обещано тем, кто на себя этот подвиг принимает?

Преподобный Серафим Саровский, один из самых почитаемых святых не только в Русской Православной Церкви, но и во всем православном мире, в своей знаменитой беседе «О цели христианской жизни» говорит, что «молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколь ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни». Истинная цель христианской жизни, по слову преподобного Серафима, заключается в «стяжании Духа Святого». Другими словами, любой подвиг христианской жизни обретает свой смысл только в Духе Святом, и в Нем приносит свой плод.

Плоды Духа, Его действие на человека — это добродетели, как учит нас сегодняшнее апостольское чтение: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). Апостол говорит, что Дух Святой упраздняет в человеке действие закона плоти (Гал. 5:23); коль скоро человек живёт духом, он по духу и поступать должен (Гал. 5:25).

Видимое действие Духа Святого на человека неслучайно описывается как свет. Сияло лицо пророка Моисея после беседы с Богом (Исх. 34:35); свет осиял гонителя Савла, когда ему явился Христос, чтобы обратить его от ложного пути и призвать к апостольству (Деян. 9:3); сияло, по свидетельству современника, и лицо преподобного Серафима во время его беседы о Духе Святом. Этот свет нельзя скрыть, он светит пред людьми (Мф. 5:16), и озаренный им человек несет этот свет другим — своими делами и самой своей жизнью. Он несет свет посредством доброго слова, назидания, проповеди, исправляя других в духе кротости, как говорит нынешнее чтение.

Потому подвиг монашества связан с подвигом христианской проповеди, с миссией, с духовным просвещением. Само слово «просвещение» несет в себе изначально духовный смысл — озарение человеческой жизни светом Божественной благодати. Монастыри часто служили именно такому просвещению окрестных земель, ведь проповедью, и притом самой красноречивой, является жизнь верующего человека в Духе Святом. Подвижник может все время хранить безмолвие, пребывать в молитве и уединении, но его житие, преображенное благодатью Небесного Утешителя,которую он стяжал, будет свидетельствовать о Христе громче любых слов.

Сегодня, как и прежде, наиболее опытные среди монашествующих принимают на себя бремя духовного руководства другими людьми. По милости Божией в православных обителях и на Руси, и в Румынии по сей день живы традиции старчества.

Преподобный Серафим Саровский, поясняя слова Евангелия (Мк. 9:1), называет пребывание Духа Святого в человеке «Царством Божиим, пришедшим в силе». Как во времена древние, так и ныне появляется немало политических и религиозных лжеучителей, обещающих рай здесь, на земле, но только без Христа, без Бога. В XX веке следование подобным заблуждениям привело к страшным историческим экспериментам государственного масштаба, от которых весьма сильно пострадала Православная Церковь. В одной лишь Русской Церкви смерть за веру Христову приняли десятки тысяч священнослужителей и монашествующих, сотни тысяч мирян. Но наши мученики верили и знали, что единственная возможность узреть Царство Божие здесь и сейчас — это жизнь в Духе Святом. Они своей кровью засвидетельствовали, что подлинное счастье, в его самом высоком смысле, — только в Духе Святом; в Нем преддверие настоящего блаженства здесь, на земле, и полнота блаженства в горнем мире на небе. И эта высшая правда сильнее лжи и злобы ее гонителей.

Спаситель говорит, что «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). Однако это не значит, что Царство Божие не имеет отношения к нашей земной жизни, протекающей в человеческом сообществе. Человек, стремящийся в своей жизни к стяжанию Духа Святого, получает свыше мудрость и силы для созидания в Боге своей семьи, церковной общины, обители и всей страны. И будем всегда помнить слова Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:11).

Мне радостно видеть сегодня множество молящихся. Ваше благочестие — свидетельство сегодняшнего расцвета Румынского Православия. По приглашению Блаженнейшего Патриарха Даниила мы собрались здесь, чтобы соборно совершить Божественную литургию, вознести молитвы вместе с архипастырями, пастырями и чадами святой Румынской Церкви в столь знаменательный для Бухареста день памяти преподобного Димитрия Басáрбовского. От лица всей Русской Церкви я принес в дар Румынской Церкви часть святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, — в память о нашем неразрывном духовном единстве и общем духовном наследии.

Молитвами преподобных Серафима Саровского и Димитрия Басáрбовского да соблюдет Господь землю Румынии и ее благочестивый народ от всякого зла! Да будет он преисполнен даров Святого Духа, да подвизается ревностно за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1:3), да хранит непоколебимо верность Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Православной, которую не одолели все ее гонители! Я передаю вам приветствие и молитвенные пожелания ваших братьев и сестер из Русской Православной Церкви. Да укрепит Господь нашу веру, да поможет нам в непростых условиях современной жизни жить по вере! Потому что только Христос и есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: молдавская

Материалы по теме

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Патриарший визит в Смоленскую митрополию. Литургия в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства [Патриарх : Приветствия и обращения]

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с годовщиной интронизации [Патриарх : Приветствия и обращения]

Соболезнование Предстоятеля Румынской Церкви в связи с терактом в «Крокус Сити Холле» [Приветствия и обращения]

Синод Русской Православной Церкви выразил решительное несогласие с постановлением об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине»

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил подворье Антиохийского Патриархата в Москве

В праздник Богоявления начальник Русской духовной миссии принял участие в Патриаршем богослужении на Гробе Господнем

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Сербской Православной Церкви с днем крестной славы [Патриарх : Приветствия и обращения]

Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн встретился с представителем Русской Православной Церкви

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршее слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова

Патриаршая проповедь в праздник Рождества Христова после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина