21 декабря 2017 года, выступая с докладом на Епархиальном собрании города Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал совершение Таинств Церкви «главным в служении священника», его «первейшей обязанностью».
Возведение в пресвитерский сан совершается исключительно за Божественной литургией при молитве всей церковной общины, — эта особенность, по словам Его Святейшества, отражает осознание Церковью особого характера призвания священнослужителя.
«Там же, где потеряно представление о сакраментальном характере священства, — например, во многих протестантских сообществах, — мы видим эрозию, постепенное высыхание полноценной христианской жизни вплоть до утраты веры и отказа от библейских нравственных норм», — добавил Первосвятитель.
«Труд молитвы является общим делом христиан, а миссию христианской проповеди могут нести и миряне. Катехизаторы, социальные и молодежные работники появляются в штате наших приходов не только для того, чтобы лучше организовать работу по этим важным направлениям церковной деятельности, но и для того, чтобы высвободить силы и время священнослужителя для главного — для совершения богослужений, для совершения Таинств — для того дела, в осуществлении которого никто и никогда священника заменить не может», — подчеркнул Святейший Владыка.
«Это исключительное призвание требует от служителей Святых Христовых Таин особой ревности, — заявил Святейший Патриарх Кирилл. — Таинственное воспоминание животворящей и спасительной смерти Христовой и Его Воскресения в Божественной Евхаристии упраздняет боязнь, изгоняет безверие, воспламеняет веру, потому что за Трапезой бессмертия нам даровано переживание реального присутствия Господа Иисуса Христа. Обладая таким богатством, мы, служители алтаря, призваны делиться им, преподавать его людям, подобно тому как чудесным образом умножаемые хлебы, преподаваемые руками апостолов, не оскудевали и насыщали тысячи и тысячи и как Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, освящает причащающихся за Божественной Евхаристией. Как наша проповедь должна обращать людские умы к Евангелию, так и наше служение должно возгревать в людях стремление к участию в Таинстве Царства, желание со страхом Божиим и верою приступить к Чаше жизни».
«Иногда приходится слышать вопросы: как часто должен священник служить Божественную литургию? Не будет ли привыкания к святыне? Ответ на эти вопросы прост: нет ничего плохого в обретении доброго навыка. Глубоко убежден, что слова молитв Евхаристии должны со временем стать образом мысли священника, дыханием его сердца даже тогда, когда он не находится в алтаре. Это требует от литургисающего труда, усердия и неизменного сосредоточенного внимания к каждому слову и действию, но как можно проникнуться этими словами, не служа часто?» — подчеркнул Святейший Владыка.
«Особенно важно это при начале священнического служения. Если всякий раз при совершении Евхаристии священник содержит в уме и сердце нужды и просьбы тех, кто стоит за его спиною и от лица кого он возносит к Богу благодарения и мольбы, если он сам уповает при этом не на свои способности, а исключительно на Божие милосердие и всемогущество, то служба Божия никогда не утратит в его сознании своей освящающей силы», — заключил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси