29 января 2018 года Учебный комитет Русской Православной Церкви провел дистанционный семинар на тему «Обновленный рейтинг и группы оценочных параметров». Мероприятие возглавил председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений.
Семинар прошел в конференц-зале Учебного комитета в Андреевском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Для представителей духовных учебных заведений из других городов была предусмотрена возможность дистанционного участия.
Открывая семинар, архиепископ Верейский Евгений приветствовал участников форума, рассказал о рейтинге духовных учебных заведений и огласил повестку дня.
Первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов напомнил собравшимся, что работа по созданию рейтинга началась в 2012 году, когда идея его формирования была одобрена Священноначалием на одном из заседаний Высшего Церковного Совета. Тогда же началась работа по формированию системы анализа ситуации в семинариях, критерии оценки были составлены совместно с экспертами, инспектирующими светские вузы.
Отец Максим подвел итоги завершившегося цикла инспекций и поблагодарил правящих архиереев, ректоров, администрацию и преподавателей семинарий за сотрудничество с инспекционными комиссиями. Выступавший также отметил, что система духовного образования развивается динамично, в ведении Учебного комитета находятся все 39 семинарий Русской Православной Церкви, которые работают в соответствии с едиными стандартами и составляют единую систему духовного образования.
«Идет живой процесс формирования единого образовательного поля в Русской Православной Церкви, и это, фактически, прецедент», — сказал первый заместитель председателя Учебного комитета.
По мнению докладчика, развитие семинарий требует изменения в подходах к оценке их деятельности, в связи с чем меняются и критерии, по которым будет формироваться следующий рейтинг.
Далее протоиерей Максим Козлов рассказал участникам семинара о новых подходах к формированию рейтинга и основных отличиях нового рейтинга от предыдущего, отметив, что «большее значение приобретают показатели, связанные с научно-исследовательской работой и результатами обучения», при этом понижается значение «параметров, которые связаны с нормативным, материальным и информационно-библиотечным обеспечением».
Заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Михаил Вахрушев представил требования и критерии оценки нормативного обеспечения, материально-технической базы и спектра реализуемых программ.
Инспектор Учебного комитета О.А. Суханов ознакомил участников вебинара с критериями оценки информационно-библиотечного обеспечения высшего духовного учебного заведения и поделился рекомендациями, каким образом учебное заведение может проверить данный показатель до приезда комиссии. Он также рассказал о том, как будет осуществляться проверка воспитательной работы и работы индивидуальных наставников, и дал рекомендации на основе опыта проведения проверок в завершившемся цикле инспекций.
Специалист по лицензированию и аккредитации Учебного комитета Т.Н. Меньшова напомнила требования к учебно-методическому обеспечению деятельности высших духовных учебных заведений. М.В. Таланкина, специалист департамента теологического образования Учебного комитета, рассказала о критериях оценки научно-исследовательской работы. Специалист Учебного комитета Н.Н. Свокс сделал сообщение о критериях оценки профессорско-преподавательского состава духовных учебных заведений.
В завершение семинара эксперты Учебного комитета ответили на присланные семинариями вопросы.
Учебный комитет/Патриархия.ru