(греч. anathema — отлучение), выражение, использованное св. ап. Павлом в значении «проклятие/отлучение» (1 Кор 12. 3; 16. 22; Гал 1. 8–9; Рим 9. 3). Словоупотребление основано на ветхозаветной традиции: в LXX А. служит переводом еврейского термина herem (в синодальном переводе — «хорма»), означающего «заклятие», т.е. объявление подлежащим истреблению того, что невозможно искупить через жертвоприношения.
В Откр 22. 3 говорится, что после Страшного суда уже не будет ничего проклятого (katathema). Начиная с IV в., термин А. стал широко применяться в каноническом праве: выработалось понимание А. как высшего церковного наказания — отлучения за тяжкие прегрешения (ересь, раскол, богохульство) от общины верных, сопровождаемое запретом участия во всех таинствах.