Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Новоспасском монастыре г. Москвы

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Новоспасском монастыре г. Москвы
Версия для печати
21 февраля 2018 г. 23:36

Вечером 21 февраля 2018 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в соборе Покрова Божией Матери Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Словами молитвы преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа избавить нас от очень опасных пороков. В названиях двух из них — «праздность» и «празднословие» — один и тот же корень. Праздность есть пустота, причем очень опасная, потому что пустота всегда заполняется грехом. Нет пустоты, которая была бы заполнена святостью, ибо святость и добродетель — это результат напряженного внутреннего труда, результат движения человека к небу. Человек, идущий по такому пути, не может быть пустым — у него богатая духовная жизнь, исполненная мыслей, переживаний, молитв. А человек пустой открыт для влияний извне, его пустота легко заполняется греховными мыслями, словами, делами, и вся его жизнь становится греховной.

А что же такое празднословие? Это слова пустые, не несущие никакого смысла, это исходящий от человека шум. Как пустота духовная не является нейтральной в нравственном плане, но влечет за собой грех, так и пустословие — не пустая забава, не безобидное времяпровождение. Пустословие — это опасный порок. Наверное, каждый имел опыт общения утомительного, раздражающего, опустошающего. Бывает, люди общаются часами, но ничего полезного не выносят — только тяжесть на сердце, раздражение, осуждение. Пустословие несет слушающим то, что можно назвать отрицательной энергией. Пустое слово обладает отрицательным зарядом, который разрушает внутренний мир человека, причем это происходит исподволь. Если конфликты — это очевидное зло, то пустословие как бы нейтрально с точки зрения нравственности, но на самом деле несет в себе разрушительный заряд, который наносит очень большой вред не только тем, кто слышит пустые слова, но и тем, кто их произносит.

Слово — это великий Божий дар, которым Бог украсил человека. Слово отличает нас от животного мира, потому что через слово мы общаемся друг с другом, передаем информацию, делимся мыслями, идеями, которые помогают человечеству двигаться вперед. А если слово пусто, значит, энергия, необходимая для его произнесения, уходит в пустоту. Наверное, многим из нас довелось испытать усталость, опустошение, раздражение из-за необходимости говорить пустые, никому не нужные слова. Пустота слова — это опасная сила, которая воздействует на людей, разрушая их внутренний мир.

Как же нам избавиться от пустословия, которое мы чаще всего и грехом не считаем, хотя обычно оно занимает в жизни первое место, по сравнению с прочими грехами? Ведь больше всего человек грешит языком. Если представить, сколько внутренней энергии мы расходуем на пустые слова, станет ясно, какой ущерб пустословие наносит и тому, кто их произносит. Недаром в Слове Божием говорится: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140:3). Этими словами псалма мы обращаемся к Господу, чтобы Он оградил нас от пустых слов, от внешних влияний, разрушающих наш внутренний мир, и чтобы мы сами не были носителями опасных мыслей и слов, опустошающих человека.

Единственным способом оградить себя от пустословия является молчание. Молчание — это очень ценная часть человеческой жизни. Когда мы молчим, мы можем думать, анализировать самих себя, окружающую нас действительность, людей, с которыми мы сталкиваемся. Мы можем делать выводы, которые помогут нам обустроить свою жизнь и правильно выстроить общение с другими. Где же и как учиться молчанию? Лучшее место, где мы поневоле молчим, — это храм Божий. Мы стоим часами, молчим и набираемся энергии, которую потом, к сожалению, часто растрачиваем в пустословии. Вот почему пребывание в храме является жизненно необходимым для человека. Здесь мы не только молимся Господу, не только слышим замечательные слова молитв, не только слышим дивную церковную музыку, не только созерцаем красоту икон, но еще и молчим. У нас появляется шанс о многом подумать, сконцентрировать свои силы, для того чтобы вести праведную жизнь, стараясь, в первую очередь, не разрушать свой внутренний мир пустыми словами. И да поможет нам Господь молитвами, пребыванием в храме Божием ограждать себя от порока пустословия! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы