29 апреля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране. По окончании Литургии со словами пасхального приветствия к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился Блаженнейший Архиепископ Анастасий.
Krishti u Ngjall! Χριστός ανέστη! Христос Воскресе!
«Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его» (Пс. 102:1)
Пасхальное ликование и благодарность наполняют сердца всех нас во время Вашего первого мирного визита в Албанию, Блаженнейший и Святой о Христе Собрат, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Эта искренняя радость увенчалась нынешним сослужением, которое служит по преимуществу выражением единства Православия. Бьет ключом, восходя к славимому в Троице Богу, наша признательность за пасхальный дар Вашего присутствия здесь.
Вчера за молебном я упомянул об опыте нашего первого соработничества в начале 1970-х годов в рамках Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос», где мы несли послушание вице-президентов. Вы — как представитель энергичного молодого поколения тогдашнего Советского Союза, а я, как ветеран «Синдесомса», ответственный за сферу внешней миссии межправославного Центра «Шедше». В то время Русская Церковь еще испытывала на себе антирелигиозное давление, а Албанская Церковь достигла дна пропасти безбожного гонения: она была полностью уничтожена.
Я часто размышляю о периоде нашего энергичного участия в деятельности православной молодежи, потому что, как Вы знаете, считаю эту сферу решающей и всегда самой жизненно важной для Православия. Я неизменно убежден в том, что молодежь, которая ищет свободы, справедливости, любви, найдет богатство жизни, которого желает, в Церкви Того, Кто Сам сеть Истина и Жизнь. Говоря об Албанской Церкви, мы постоянно подчеркиваем, что молодежь является не просто ее «будущим», а ее мощным настоящим.
В послевоенный период православная молодежь, богословы-миряне и священнослужители, возвышали свой голос, взывая о необходимости большего единства главным образом внутри Православия. Ключевой нашей фразой из 1960-х годов, которая с тех пор не перестает звучать, стала следующая фраза: «Православная Церковь — это не Конфедерация Поместных Церквей, но Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь».
Одновременно с первой нашей болью — всеправославным единством, выработалось и напряженное ощущение долга свидетельствовать о Православии в новых границах, особенно на Африканском континенте, а также повторного благовестия в тех странах, которые подверглись суровым антирелигиозным гонениям.
Мне хорошо известно, любезнейший святой Собрат, что во всех этих поисках и усилиях Вы с Вашей неослабевающей ревностью и мощным словом находитесь в первых рядах. Мне не забыть Вашего яркого присутствия в качестве председателя Отдела внешних церковных связей Русской Церкви на ассамблеях, в комиссиях и других органах Всемирного Совета Церквей, Совета Европейских Церквей, Европейского Совета религиозных лидеров.
В XXI веке жизненно важными для нашей Церкви остаются такие вопросы, как: а) углубление единства Поместных Православных Церквей. При этом всегда следует подчеркивать ее таинственный и сотериологический характер, необходимость действительного совершенствования для ее членов с упором на Священное Писание и отеческую традицию, на усиление самосознания того, что Церковь есть «Тело Христово», «полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22-23); б) мощное православное свидетельство современному миру в уверенности, что Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, к которой мы принадлежим, живет не исключительно для себя, но что она сама, и то, что ей дано, предназначаются для всего человечества; в) вклад в мирное сосуществование и гармоничное сотрудничество между местными религиозными общинами. При этом необходимо прилагать усилия для примирения противоречий между различными христианскими общинами с целью достижения мирного сосуществования с людьми различных религиозных убеждений.
В такое время, когда подозрительность, поляризация и военные конфликты возмущают мир, Церковь должна быть фактором мира и гармоничного сотрудничества. Несколько лет назад на одном межрелигиозном симпозиуме, проходившем здесь, в Тиране, на тему «Возможен ли мир во всем мире?», я настаивал на том мнении, что в конечном итоге противоположностью мира является не война, а эгоцентризм: индивидуальный, коллективный, национальный, расовый, религиозный. Именно он мобилизует разные виды насилия, что самым различным образом убивают мир.
Противоядием от эгоцентризма служат не общие призывы к нравственности, не юридические формулировки и репрессивные механизмы. Напротив, необходимо укреплять любовь, действенную и многомерную, которая не ограничена какими-то пределами, предубеждениями и дискриминацией. Здесь обретаются огромные возможности и ответственность для здорового религиозного сознания. Последнее даже в условиях многолетних конфликтов предоставляет возможность прощения и примирения. Сила и власть любви должны и могут победить любовь к силе, губящую мир. Церковь, как мистическое Тело Христа, Начальника мира и любви, постоянно действует, как лаборатория и носитель этой огромной силы.
Вот как в православном ключе можно выполнить этот долг, который определил Создатель и Глава Церкви — Иисус Христос. По Своем тридневном Восстании на первой встрече со Своими учениками, приветствовав их словами: «Мир вам», Он добавил: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Воскресший Господь не ограничился тем, что возвестил им о Своей победе над несправедливостью, отчаянием и смертью, но обратился к ним с уникальным призывом: принять участие в Его деле, продолжить подвизаться ради утверждения истины, примирения, достоинства, солидарности, действительного мира. Не силой и опираясь на государственную и экономическую власть, но с помощью бескорыстной любви, трезвенного смиренномудрия и решительной ответственности. Благодаря просвещению и действию Духа Святого, вы будете фактором мира, примирения и творчества.
Таинственно продолжающееся крайнее смирение Христово, плоды крестной жертвы и последствия новой Пасхи — все это мы, православные, опытно переживаем по преимуществу в таинстве Божественной Евхаристии, которое незадолго до этого совершили. Сила Крестная и ликование Воскресения Христова соделывают нашу часто многотрудную бытовую действительность «литургией после Божественной литургии», при этом пасхальное дыхание и Воскресения изливаются и на окружающих нас.
Блаженнейший и Святейший Собрат, снова выражая нашу братскую радость и благодарность за сегодняшнее сослужение, мы желаем Вам крепкого здоровья на многая лета, все возрастающего воодушевления и ощущения пульса Духа Святого, чтобы, используя щедрые дарования и возможности, какими Бог наделил Вас и Вашу страну, Вы окормляли Святейшую Русскую Церковь с проницательной мудростью и излучали в современную эпоху свет Креста и Воскресения, этот невечерний пасхальный свет, дающий нашей жизни смысл, надежду и богатство любви.
Христос Воскресе! Krishti u Ngjall! Χριστός ανέστη!
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru