Выступление председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения на конференции «Эпоха Куликовской битвы: Русская Православная Церковь и становление российской государственности»:
4 октября 2005 года, г. Москва
Уважаемые участники конференции, дорогие гости, братья и сёстры!
Работа нашего научного форума, посвященного знаменательной дате в истории нашего Отечества — 625-летию Куликовской битвы, собрала в этом зале представителей церковной и светской исторической науки, общественных деятелей и публицистов. Несомненно, в их выступлениях величайшее событие нашей истории получит достойное и всестороннее освещение.
Отметим, прежде всего, что хронологические рамки этого далекого славного периода нашей истории не ограничиваются периодом непосредственной подготовки к решительной битве с Ордой и самого сражения на поле Куликовом, где заступлением Пресвятой Богородицы и молитвами преподобного Сергия Радонежского — печальника за землю Русскую, Господь даровал победу православному воинству. Путь русских ратников на поле Куликово, отправившихся на брань из нового белокаменного Кремля, берет свое начало на заре истории Московской Руси, когда первый самостоятельный правитель Московского удела святой благоверный князь Даниил Александрович своими непрестанными трудами и заботами, сопряженными с глубоким личным благочестием, полагает основу будущему единению русских земель, которому суждено будет совершиться вокруг небольшого и неизвестного в те времена городка Москвы.
Следующие шаги на этом пути были сделаны сыном и наследником святого князя мудрым политиком, прославленным в Соборе Московских святых, благоверным князем Иоанном Даниловичем Калитой. Этот представитель второго поколения Московских правителей унаследовал от отца глубокое личное благочестие. Особенно поражает его доверие к духовным наставникам, в частности — к первоиерарху Русской Церкви святителю Петру, с которым великого князя Иоанна Даниловича связывала узы глубоких духовных отношений. Первый каменный Успенский собор, построенный им, стал памятником веры великого князя Московского, а погребенные в недостроенном храме честные мощи святителя Петра, благословившего будущее главенство Москвы над русскими княжествами и ее роль в деле объединения русских земель, стали, по меткому выражению одного и историков — «краеугольным камнем великороссийской государственности».
И если стены и своды соборного храма всея Руси завершил Иоанн Калита, то недостроенное здание единого русского государства, способного противостоять завоевателям и положить конец «агарянскому владычеству» на Руси, довелось возводить его преемникам — братьям Симеону Гордому и Иоанну Красному — отцу будущего победителя Мамая.
На первых этапах становления великороссийской государственности в условиях зависимости от Орды и губительных междоусобиц мудрые правители Московской Руси следовали советам и наставлениям архипастырей Церкви и в их лице получали благословение на свои государственнические труды, имея авторитет церковный надежным гарантом своей созидательной политики. Особенно ярко эта заметная в истории тенденция проявилась в годы управления Русской Православной Церковью святителем Алексием Московским, которого историки справедливо именуют «отцом Куликовской победы».
Будучи фактически правителем Московской Руси на протяжении почни двух десятилетий, этот угодник божий среди своих аскетических подвигов и молитвенных трудов, среди постоянных забот государственных воспитал того, кто возглавит объединенные русские рати на Куликовом поле и наголову разобьет гордого и надменного Мамая.
В этом своем делании святитель и чудотворец Алексий, митрополит Московский, действовал в единомыслии со своим великим современником преподобным Сергием Радонежским, стяжавшим у потомков славное имя «игумена земли русской». И навсегда в российской истории рядом со святым благоверным князем Димитрием Донским запечатлен образ преподобного Сергия Радонежского, а рядом с его соратником и двоюродным братом святым благоверным князем Владимиром Серпуховским, получившем на поле Куликовом прозвание Храброго, — образ преподобного Афанасия Высоцкого. Так же, как впоследствии рядом с князем Юрием Звенигородским – сыном победителя Мамая, будет стоять фигура преподобного Саввы Сторожевского – братского духовника Троицкого монастыря, подвижника, у которого исповедовался сам преподобный Сергий и которому завещал попечение об основанной им обители.
Великая эпоха рождала великие произведения искусства, оставляла после себя грандиозные памятники церковной культуры. После славной победы, дарованной православному воинству на поле Куликовом, по всему лицу земли нашей благочестивые предки наши стали возводить дивные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы, ибо в этот день, открывающий собой чреду годовых праздников Православной Церкви, совершилась великая битва. И по сей день возносят к небу свои купола Богородицерождественские храмы в Саввино-Сторожевском монастыре, в обители Ферапонтовой, московском Рождественском монастыре, в селе Монастырщина, что находится близ места «Мамаева побоища».
Дух эпохи, дух единения во Христе, дух единомыслия и братской любви, реализуемый перед лицом смертельно опасности, получил свое отражение в знаменитом творении преподобного Андрея Рублева — иконе Живоначальной Троицы, дабы, взирая на этот образ преодолевали ненавистную «рознь мира сего».
Литературные памятники того времени: «Задонщина» «Сказание о Мамаевом побоище», «Жите преподобного Сергия Радонежского», первые жизнеописания святого благоверного князя Дмитрия Донского, летописные повествования о судьбоносных событиях в истории нашего Отечества, сохранили для нас взгляд современников на совершавшиеся перед их глазами, а иногда — и при их непосредственном участии.
Но даже если бы эти памятники не сохранились до нашего времени, то мы, люди церковные, вполне могли бы судить об эпохе Куликовской битвы по тем церковным установлениям, которые получили свое отражение в нашем уставе богослужения. Речь идет, прежде всего, о традиционном ежегодном поминовении «вождей и воинов, на Куликовом поле брани убиенных», которое совершается в Дмитриевскую родительскую субботу — в ближайший субботний день перед памятью святого великомученика Димитрия Солунского — небесного покровителя святого благоверного князя Димитрия Донского. Более шести столетий возносит наша Святая Церковь свои молитвы в этот день, поминая православных ратников как «положивших живот свой за други своя»
Наше внимание к юбилейным датам отечественной истории не является простой протокольной формальностью. Отмечая юбилеи памятных событий, мы не только отдаем дань уважения нашим предшественником, но разбираем исторические уроки, которые вполне могут быть применимы в нашей сегодняшней действительности. И печально осознавать, что в нашем обществе, которое в последние 10-15 лет почувствовало острую необходимость возвращения к своим духовным истокам, находятся силы, готовые фальсифицировать события минувшего, выхолостить их духовно-нравственный смысл, нанося тем самым огромный вред неокрепшему сознанию значительной части россиян, особенно — представителям подрастающего поколения. Нечто подобное мы все наблюдали в дни празднования 60-летия великой победы в Великой Отечественной войне.
Но возвратимся к событиям минувшего. Эпоха Куликовской битвы не завершилась ни с победой, одержанной над полчищами Мамая, ни с горьким поражение, которое Москва и другие русские земли понесли в 1382 году при нашествии хана Тохтамыша. Эта эпоха не завершилась ни в отношении общего духовного настроя русского общества, ни в плане государственного строительства. Вектор движения российской истории, заданный Куликовской победой, определил стратегические цели, стоявшие перед Церковью, государством и обществом. Страх был преодолен. Теперь нужно было собирать силы и уповать на помощь Божию. Русь по-прежнему платила Орде дань, но, как и прежде, великие князья Московские при поддержке православной иерархии продолжали собирать разрозненные уделы, принимая их под свою державную руку. При внуке святого благоверного князя Димитрия Донского великом князе Василии Васильевиче Темном страна пережила затяжную феодальную войну, ни из этой распри Москва вышла победительницей, и уже внук святого князя Димитрия великий князь Иоанн Васильевич по праву считался «государем всея Руси».
В напряженной духовной борьбе, в заботах государственного и культурного строительства прошло целое столетие до того дня, когда «стоянием на реке Угре» в русской истории завершился период зависимости от Орды.
И для всех нас, обращающихся сегодня, в дни юбилея, к этой славной эпохе, на наш взгляд, особенно важно не только уточнить детали исторических событий, роль отдельных личностей, но и ощутить в какой-то мере особую атмосферу великой эпохи, когда у истоков великороссийской государственности, в едином духовном порыве трудились сообща церковный иерарх и монах-отшельник, князь и воин, ремесленник и землепашец, когда победы на ратном поле рождались духовным подвигом преодоления греховных разделений и «ненавистной розни мира сего».