Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Коммюнике X богословских собеседований между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией

Версия для печати
23 июня 2018 г. 19:55

X богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией проходили с 19 по 22 июня 2018 года в монастыре Мариенроде (Хильдесхайм, Германия).

В состав делегации Русской Православной Церкви вошли архиепископ Подольский Тихон, управляющий Берлинской и Германской епархией Московского Патриархата, митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Украинская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусский экзархат), сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Алексий Дикарев, доктор теологии Евгений Пилипенко, преподаватель Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, профессора кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Ефимов и Алексей Смулов.

Немецкая епископская конференция была представлена делегацией, в состав которой вошли епископ Магдебургский д-р Герхард Файге, викарный епископ Хильдесхаймской епархии д-р Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии д-р Томас Лёр, профессор д-р Йозеф Фрайтаг (Лантерсхофен), директор Института Иоганна Адама Мёлера в Падерборне д-р Йоханнес Эльдеманн, руководитель епархиального отдела по экуменическим связям д-р Дагмар Штольтманн-Лукас (референт отдела по экуменическим связям епархии Хильдесхайм), д-р Маркус-Либориус Херманн (католический отдел миссионерского служения Немецкой епископской конференции, Эрфурт), д-р Клаудия Кунц (секретариат Немецкой епископской конференции, Бонн).

Гостями мероприятия стали священник Евгений Мурзин (информационный отдел Берлинской и Германской епархии), иподиакон Николай Тон (секретарь Православного епископского собрания в Германии), д-р Доротея Кэс (секретариат Немецкой епископской конференции, Бонн).

Глава католической делегации епископ Герхард Файге, приветствуя собравшихся, передал благопожелания председателя Немецкой епископской конференции кардинала Рейнхарда Маркса, архиепископа Мюнхенского и Фрайзингского. В приветственном обращении нового главы делегации Русской Православной Церкви архиепископа Подольского Тихона прозвучали слова из подписанной в 2016 в Гаване совместной декларации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Его Святейшества Папы Римского Франциска о том, что православные и католики — не соперники, а братья. Присутствующие молитвенно помянули усопшего в 2017 году архиепископа Берлинского и Германского Феофана, являвшегося сопредседателем собеседований с 2009 года.

В качестве администратора Хильдесхаймской епархии (основана в 815 г.) викарный епископ Николаус Швердтфегер приветствовал участников диалога в стенах монастыря Мариенроде, история которого берет начало в XII веке.

X богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией были посвящены теме «Миссия и евангелизация в современном мире». Открывая содержательную часть встречи докладом на тему «Христиане в секулярном обществе», епископ Герхард Файге описал весьма сложную ситуацию католического меньшинства в возглавляемой им Магдебургской епархии, при этом подчеркнув значение католических школ и межцерковного сотрудничества в преимущественно нерелигиозном обществе. По его мнению, для христианского свидетельства важно разделять радости, страдания и нужды мира, критически сверяя все с волей Божией.

Проф. Андрей Ефимов в своем докладе раскрыл библейские и богословские основания православного понимания миссии Церкви, указав на Господа Иисуса Христа, посланного Небесным Отцом в мир, как на первообраз миссии. К основным принципам миссионерской деятельности докладчик отнес личное свидетельство миссионера, исходящее из его духовной жизни, проповедь Евангелия на понятном для внимающих языке, ненасильственное распространение христианства. Особое внимание было обращено на Евхаристию как на источник и отправной пункт миссии, конечной целью которой является освящение человека и всего космоса. Необходимо открывать человеку красоту, поскольку через нее он также приходит в соприкосовение с духовным миром.

На основе библейских свидетельств, интерпретация которых во многом совпадала с изложением проф. Ефимова, Маркус-Либориус Херманн в своем докладе кратко представил историю католической миссии, которая с XVI по XIX в. была тесно связана с колонизацией. Главный акцент был поставлен на богословском развитии после II Ватиканского Собора, который разработал новое понимание Церкви как народа Божия, подчеркнул универсальность спасительной божественной воли и высокое значение человеческой свободы. Послесоборные послания пап («Evangelii nuntiandi» 1975, «Redemptoris missio» 1990, «Evangelii gaudium» 2013) особое внимание уделяют евангелизации, имеющей целью вновь привнести Евангелие во все области жизни и подвигнуть уже крещеных людей к деятельному христианскому бытию. Важный стимул новому пониманию миссии дали также некоторые епископские конференции, например, французская («Proposer la foi», 1996) и немецкая («Zeit zur Aussaat», 2000, «Allen Völkern sein Heil», 2004). Помимо необходимости дальнейшего богословского осмысления миссионерской практики д-р Херманн указал на вызовы секуляризма, межрелигиозных  и экуменических отношений.

В докладе «Миссия и прозелитизм в официальных документах Русской Православной Церкви» священник Алексий Дикарев остановился, главным образом, на двух программных текстах: «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (2007) и «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» (2013). В первом документе подчеркивается, что все члены Церкви призваны к свидетельству веры, причем особая роль в этом отведена женщинам. Важнейшей целью церковной миссии является создание евхаристических общин. При этом речь идет также о воспитательной стороне миссии, называемой в православной терминологии «воцерковлением». Второй документ обращает внимание на значение свидетельства веры среди нехристиан, насколько это возможно, призывает учитывать миссионерский опыт не только автокефальных Православных Церквей, но и других конфессий. В докладе подчеркивается различие между миссией и прозелитизмом, под которым понимаются целенаправленные усилия по обращению христиан из одной Церкви в другую.

Проф. Алексей Смулов дал развернутое описание миссии Русской Православной Церкви в прошлом и настоящем. Отметив решающее значение просветительской деятельности равноапостольных Кирилла и Мефодия, докладчик упомянул выдающихся миссионеров в ходе русской истории, принесших православную веру в пределы Золотой Орды, Китая, Японии, Америки и Персии. До революции проводились Всероссийские съезды и конференции по православной миссии, предпринимались другие организационные усилия для активизации как внутренней, так и внешней миссионерской деятельности. Совсем иное качество получила миссия в советское время, в которое Церковь, принужденная к молчанию, явила живое свидетельство веры сонмом новомучеников. После того, как Церковь получила свободу, развились новые формы миссионерства, среди прочего, в области работы с молодежью, в средствах массовой информации, в служении милосердия, внесшие вклад во «вторую христианизацию» Руси.

Тот факт, что и Католическая Церковь в Германии находится перед вызовами новой евангелизациии, ясно выразила Клаудия Кунц, представившая документ немецких епископов об обновлении пастырского попечения «Вместе быть Церковью» (2015), составленный в преддверии 50-летнего юбилея окончания II Ватиканского Собора. На фоне заметно уменьшающегося числа верующих, священников и общин этот текст выступает за то, чтобы, уходя от представления о народной Церкви, двигаться в сторону к Церкви народа Божия. Богословским фундаментом этому служит экклезиология догматической конституции «Lumen gentium» представляющая Церковь таинством и основанной на Крещении общиной. Высказывание о том, что каждый человек призван к святости (LG. гл. V), образует герменевтический ключ для нового прочтения соборной конституции, ведущего к признанию ценности различных благодатных даров среди верующих и, как следствие, к широкому вовлечению их в церковную деятельность. В этих условиях Католическая Церковь должна развивать новые формы управления, создавать пространства для тесного миссионерского сотрудничества между священниками и мирянами.

На основании прочитанных докладов между участниками собеседований состоялся интенсивный обмен опытом, мыслями о тенденциях и вызовах в вопросах церковной миссии. Стало очевидным, что, несмотря на совершенно разные историко-культурные контексты, имеются основополагающие совпадения в понимании миссии. Призвание Церкви состоит в служении спасительной воле Бога, явленной в послании Сына Божия для искупления мира. При том, что в обеих традициях употребляются разные термины, зачастую они означают одно и то же. Так, понятия «евангелизация» в католическом богословии и «воцерковление» в православном богословии означают процессы, ведущие верующих к более активному и глубокому участию в церковной жизни в Слове и таинствах. Наши дискуссии дали понять, что миссия в сегодняшнем плюралистичном обществе может стать успешной только тогда, когда мы являемся настоящими примерами свидетельства о вере, когда не осуждаем изначально как ложный и неполноценный инаковый образ существования и мышления людей, не имеющих традиционной религиозности. В этой связи необходима открытость для новых форм провозвестия Евангелия на языке современников.

В начале собеседований делегация Русской Православной Церкви отслужила в монастыре Мариенроде в присутствии делегации Немецкой епископской конференции и монахинь монастыря молебен на начало всякого благого дела. Во второй день участники диалога посетили хильдесхаймский кафедральный собор и его сокровищницу с многочисленными предметами средневекового церковного искусства. На вечернем евхаристическом богослужении в соборе Хильдесхайма, которое возглавил епископ Герхард Файге, присутствовала делегация Русской Церкви. По окончании мессы  в епископском викариатстве состоялся прием, на котором с приветственным словом выступил также суперинтендант Евангелической церкви Ганновера Экхарт Горка. Помимо этого, культурная программа включала экскурсию по старой части имперского города Гослар, встречу с городской католической общиной, посещение монастыря Рихенберг и его евангелической общины, а также органный концерт в церкви монастыря Граухоф. В заключительный день членами католической стороны была отслужена месса в церкви монастыря Мариенроде.

Участники собеседований сердечно поблагодарили руководство Хильдесхаймской епархии и общину бенедиктинок монастыря Мариенроде за оказанное гостеприимство. В заключение участниками собеседований было выражено твердое убеждение в необходимости продолжения диалога. Принято решение провести следующую встречу в июне 2020 г. в России.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Версия: английская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Итоговый документ Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви (2024 г.)

Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира»

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

Итоговый документ XI Общецерковного съезда по социальному служению

Итоговый документ XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Соборное слово XXIV Всемирного русского народного собора

Итоговый документ XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Программа IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021)

Обращение монашествующих Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею

Итоговый документ X Общецерковного съезда по социальному служению