ересь IV в. и ее последователи, получившие имя от александрийского пресвитера Ария (256-336), выступившего в 318 г. против церковного учения о единосущии (греч. homoousios «равносущностный») Сына Божия и Отца. Согласно Арию Сын Божий — первое творение Отца («было время, когда Сына не было»), своеобразный посредник между единственным Богом и тварью (сочетание иудаистического монотеизма с гностической необходимостью посредника между транцендентным Абсолютом и космосом).
В 320 г. Арий был осужден Александрийским собором, но приобрел покровителей и последователей. После осуждения арианства и подтверждения единосущия на I Никейском Вселенском Соборе 325 г. Арий был отправлен в ссылку, но затем в силу изменившихся симпатий императорской власти возвращен в Александрию. Умер накануне примирения с Церковью. Его последователи разделились на две партии: крайние ариане – «аномеи» (от греч. anomoios «неподобный»), или «евномиане» (по имени еп. Евномия) – отрицали всякое подобие Сына с Отцом (как творения), а партия ариан – «омиусиан» (от греч. homoiousios «подобосущный»), или василиан (по имени еп. Василия Анкирского) отрицала только тождество сущности, признавая полное подобие Сына Отцу по сущности и по энергии.
Примирительные меры императора Констанция привели к возникновению компромиссной полуарианской партии «омиев» (от греч. homoios «подобный»), признававших подобие Сына Отцу без упоминания сущности. После смерти Констанция арианство теряет свое значение и окончательно отвергается II Вселенским Собором 381 г. в Константинополе.