22 октября 2018 года в Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) под председательством главы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона прошел пастырский семинар «Духовная жизнь священнослужителя: практические вопросы пастырской аскетики».
На семинаре выступили главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев и декан Богословского факультета ПСТГУ доктор богословия протоиерей Павел Хондзинский.
Открывая встречу, епископ Пантелеимон напомнил, что главное в церковной жизни — это радость общения с Богом: «Иногда священник представляет подготовку к священнослужению как получение некоторого объема знаний. Но в первую очередь пастырь должен быть сам приобщен духовному миру — должен ориентироваться в нем, знать, что такое добродетели и откуда они появляются в душе, распознавать свои страсти, дьявольские искушения и уметь с ними бороться».
Епископ Николай в своем выступлении поделился наблюдениями о том, что мешает священнику на его духовном пути: «Одна из пастырских болезней, которая мало кого минует из священнослужителей — это младостарчество. Когда человека рукополагают, у него, как правило, нет никакого опыта, и он полагается на те теоретические знания, что были даны в семинарии и прочитаны в книгах. Но если теория не прочувствована, не выстрадана, то никакой совет священника, никакая епитимья не подействует по одной причине — сам ты это сделал? Ты готов на это? Задача в том, чтобы сострадать человеку, впадшему в грех, научиться любить грешника и ненавидеть грех, как говорит преподобный Исаак Сирин».
В продолжение данной темы епископ Пантелеимон отметил, что существует и другая сторона проблемы — когда священники, напротив, не желают участвовать в жизни своих пасомых и вникать в их проблемы, устраняясь от ответственности и закрываясь от людей.
Продолжая свое выступление, владыка Николай заметил, что в наши дни дьявол успешнее всего воюет на поле плотских страстей: «Нам нужно уберечь молодежь в чистоте, иначе кто придет нам на смену? Если мы сумеем сохранить заповеданную нам чистоту и отказаться от того, что предлагает мир, — это серьезная победа».
Социальные сети, по мнению архиерея, являются одной из опасностей для современных людей: «У многих мобильный телефон занимает значительную часть времени, свободного от непосредственной деятельности. Активное пользование средствами массовой информации невозможно не в ущерб духовной жизни».
Епископ Николай подчеркнул, что единение в среде священников, их открытость по отношению друг к другу поможет решить многие проблемы, возникающие в среде духовенства.
Протоиерей Владимир Воробьев в своем выступлении говорил об опасности страсти сребролюбия и средствах борьбы с ней: «Сребролюбие полностью искажает духовный образ священника, делает его неспособным к служению. Наш народ готов простить священнику многие грехи, но он не прощает гнев, раздражительность и сребролюбие. Когда становится ясно, что священник делает что-либо только ради денег, доверие к нему пропадает; бескорыстие священника — непременное условие для служения».
Отец Владимир сослался на архимандрита Киприана (Керна), который в своей книге «Православное пастырское служение» говорит о признаках призвания к священству. Одним из признаков того, что человек не призван к священнослужению, является его неравнодушие к деньгам.
Вопрос о нестяжательности священников поддержал владыка Пантелеимон: «Когда у старца Паисия Святогорца спросили, каким должен быть священник, он ответил — несребролюбивым. Если священник будет несребролюбив, его будут любить люди, и по их молитвам он может получить и другие духовные дары».
После разговора о духовных опасностях участники семинара поделились мнениями о том, что помогает священнику в его духовной жизни.
Многих священников, как отметил епископ Николай, беспокоит проблема хронической усталости. Совмещая различные административные должности и ежедневно совершая Божественную литургию, владыка Николай твердо убежден, что «мы не будем здоровее и сильнее, если будем жалеть себя в ущерб чьим-то духовным потребностям, — есть вещи, которые нельзя отложить и перенести, например, исповедь и причастие тяжелобольного человека. Если священник со всем усердием отдается этому необходимому служению, то силы не убавляются, а прибавляются».
Кроме того, епископ Николай отметил, что многие проблемы пастыря и пасомых разрешатся легче при условии их молитвенного настроя.
Завершая первую часть встречи, протоиерей Павел Хондзинский остановился на смысле аскетической практики для священника: «Правила и посты нужны для того, чтобы нам не раствориться в мире, напомнить себе о том, что мы Божии. Пастырь должен измерять свою духовную жизнь, не исходя из того, что вокруг, а исходя из Евангелия».
Отвечая на вопрос, каким произведениям аскетической литературы священнику стоит уделить особое внимание, отец Павел акцентировал внимание на творениях святителя Феофана Затворника: «Из святых, которые помогут понять священнику, что такое духовная жизнь, нужно особенно отметить святителя Феофана, который аккумулировал учение древних отцов монашества. Он сумел их прочитать не как учение о человеке, живущем в монастыре в пустыне, а как учение о человеке вообще, и с удивительной тонкостью и глубиной изложил это для нас. Это одно из лучших наставлений в сегодняшней нашей жизни — и для нас самих, и для наших пасомых».
Во второй части семинара состоялось обсуждение вопросов, заданных участниками встречи и поступивших от пользователей портала «Пастырь».
Материалы семинара после их обработки будут опубликованы на портале для священнослужителей «Пастырь».
Портал «Пастырь»/Патриархия.ru