18 января 2019 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с Великим праздником Богоявления Господня!
Рождество Христа Спасителя и Богоявление в глубокой древности праздновали как один праздник. Ведь Господь не просто родился в Вифлеемской пещере, но родился для того, чтобы изменить мир. Для этого Он сделал очень многое с человеческой точки зрения — произносил прекрасные слова, воодушевлял народ, исцелял людей, что имело огромное значение для всех тех, кто Его видел, слышал, кто с Ним соприкасался. Но для того чтобы спасительное служение Христа Господа, явившегося во плоти, стало достоянием не только тех, кто окружал Его в Галилее, не только тех, кто был Его единоплеменником, и не только тех, кто жил в Его эпоху, но чтобы Благовестие Христа Спасителя и Его миссия по спасению рода человеческого имели глобальное значение и во времени, и в пространстве, нужно было, чтобы Слово Божие, искупительный подвиг Спасителя постоянно актуализировались в жизни последующих поколений людей и каждого человека. А сделать это было возможно только силой Божественной. И Господь посылает Духа Своего Святаго, который преобразует человеческую жизнь, жизнь людей, живущих после пришествия в мир Спасителя.
Таким знаком присутствия благодати Божией, присутствия в жизни людей Духа Святаго, являются два события в церковной жизни — это праздник Пятидесятницы, Сошествия Святаго Духа на апостолов, и праздник Богоявления, Крещения Господня, когда мы все становимся свидетелями действия благодати Святаго Духа, преображающей воду, наполняющей воду Божественной силой, при сохранении всех присущих воде физических и химических свойств. Эта освященная вода есть зримый знак присутствия Духа Святого в роде человеческом, в Церкви Христовой, — присутствия, которое стало возможным через рождение в мир Господа и Спасителя. И поэтому Рождество Христово и Богоявление, несущие один и тот же смысл, имеющие одно и то же значение, для нас, церковных людей, связываются в единое празднование, которое начинается Рождественским сочельником и кончается завтра празднованием Богоявления Христова.
Мы называем этот период святками. Это, конечно, народное название, но оно отражает суть не только этих дней, но и самого пришествия Господа, Который этот мир, помраченный грехом, сделал способным быть святым; и каждого из нас — согрешающего, падающего — сделал способным быть причастником Его света, Его спасения, причастником той святости, которую благодать Божия несет в мир человеческий.
Да поможет нам Господь сохранить в сердцах наших радость сопереживания дня Его Рождества и сегодняшнего празднования Богоявления и Крещения в реках Иордановых! И да поможет нам Господь укрепляться в вере, в том числе через реальное понимание того, что несет человеку освященная в сей день вода, которая заключает в себе — невидимо для нас, но реально — силу Божественной благодати. Пусть Господь всех нас хранит в вере, помогает преодолевать трудности сегодняшнего дня, разделения, соблазны, слабость веры и многое, что ослабляет внутреннюю духовную жизнь современного человека. И верим: покуда будет исходить благодать Божия на людей, до тех пор будет сохраняться и надежда на спасение. Аминь.
С праздником Богоявления Господня всех вас поздравляю!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси