Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
17 марта 2019 г. 22:45

17 марта 2019 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, матушки игумении, поздравляю с великим праздником Торжества Православия.

Когда в 843 году, после окончательной победы над ересью иконоборчества, в Константинополе был впервые совершен чин Торжества Православия, многим казалось, что на этом поставлена точка в тяжелейшей истории Церкви. До того Тело Церкви терзалось разномыслиями, направленными на разрушение ее единства, и потому с особой радостью праздновался в Константинополе этот день Православия.

Но мы знаем, что 843-м годом не завершились трагические испытания в истории Церкви Христовой, которая на протяжении веков должна была постоянно защищать себя, свою веру, свою внутреннюю жизнь от попыток разрушить изнутри и извне, разъединить, ослабить, лишить Божественной благодати. И мы также знаем, что, несмотря на многовековую историю страданий, притеснений, искушений, Церковь Божия чудом сохраняет веру православную. А другого слова и подобрать невозможно, потому что только чудо Божие может противостоять множеству попыток, чаще всего поддержанных силой власти, разрушить веру православную и единство Церкви.

Власть императорская вмешалась и тогда, когда возникла идея отказаться от иконопочитания. Со стороны тогдашних интеллектуалов, мыслителей и светской власти началось давление на Церковь с требованием отказаться от иконопочитания, которое враги именовали идолопоклонством. Можно себе только представить: Церковь, которая на протяжении веков боролась с идолами, которая победила язычество, была властью обвинена в идолопоклонстве!

Но по милости Божией ни светской власти, ни внутренним предателям не удалось заставить Церковь отказаться от иконопочитания. Не только потому, что с иконопочитанием связываются обычаи благочестивой христианской жизни, но и потому, что иконопочитание есть выражение нашей веры в то, что Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек, а значит, изображение Его лика вполне правомерно. Он не только Спаситель мира — Он историческое лицо, через Которого совершено спасение людей; и эта догматическая истина ярко представлена в традиции иконопочитания.

Торжество Православия мы всегда празднуем очень торжественно, и в храмах Церкви нашей сегодня звучат слова величественного молебна. Праздник установлен в честь Торжества Православия, а Торжество Православия — это торжество жизни во Христе. И всякий раз, когда мы собираемся на Божественную литургию, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы освящаем новый храм, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы крестим младенцев и взрослых, передавая из поколения в поколение веру православную, мы празднуем Торжество Православия. Вот и сегодня, празднуя Торжество Православия, мы совершаем не только Литургию, но и молитвенное последование, вспоминая тех, кто потрудился для укрепления веры православной на протяжении всей истории.

Однако наше Торжество Православия временно и ограничено. Все мы устремляемся к самому важному Торжеству Православия — к тому, которое будет на грани истории и вечности, к тому, о котором так мечтали первые христиане, когда взывали ко Господу слова: «Маран-афа» (1 Кор. 16:22) — «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Потому что подлинным торжеством будет Его великое, страшное и спасительное пришествие, которое откроет новую страницу бытия рода человеческого и Церкви Божией.

Именно поэтому праздник Торжества Православия, связанный с событием далекого прошлого, обращен в будущее. Не только в историческое будущее, но и в метаисторическое, то есть переходящее границы реального мира и соприкасающееся с вечностью. Такой великий праздник мы с вами сегодня празднуем и вспоминаем великую победу Церкви над иконоборчеством, сохранившую иконопочитание для спасения душ человеческих. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы