Лидер основанного архиепископом Марселем Лефевром Общества святого Пия X епископ Бернар Фелле, с которого решением Папы Бенедикта XVI было снято отлучение от Церкви, поблагодарил понтифика за «великодушный и отважный» шаг. «Благодаря этому жесту, — пишет епископ Фелле в своем письме к верующим, которое публикует Daily Telegraph, — приверженные традиции католики по всему миру не будут более неоправданно порицаемы и осуждаемы за то, что сохранили веру своих отцов. Католическая традиция более не отлучена от Церкви».
Покойный архиепископ Лефевр не принял ряд реформ II Ватиканского Собора, в частности, перевод богослужения с латыни на современные языки. В 1970 году он основал в швейцарском Менцинге (французское название — Экон) традиционалистскую семинарию, где студенты обучались служению мессы по Тридентскому обряду. В последующее десятилетие у Общества св. Пия появилось немало много сторонников по всему миру, в целом ряде стран появились консервативные приходы, возглавляемые выпускниками семинарии в Эконе.
Предчувствуя скорую смерть, архиепископ Лефевр хотел, чтобы его дело продолжил епископ из числа его сторонников, однако Рим не дал ему разрешения рукополагать епископов. Весной 1988 года между обществом св. Пия и Ватиканом было заключено соглашение — в ответ на некоторые уступки Лефевру было бы разрешено рукоположить епископа. Однако в последний момент французский прелат передумал.
В июне 1988 года он рукоположил четверых священников — французов Барнара Фелле и Бернара Тиссье де Маллере, испанца Альфонсо де Галарету и англичанина Ричарда Уильямсона — во епископы. Тем самым Лефевр нарушил каноны Католической Церкви, согласно которым епископ может быть поставлен только с разрешения Папы, и на следующий день Ватикан объявил об экскоммуникации (отлучении от Церкви) архиепископа Лефевра и рукоположенных им епископов.
После своего избрания на престол св. Петра Бенедикт XVI сделал ряд шагов к восстановлению единства с лефевристами. Важнейшим шагом стала публикация в 2007 году апостольского письма Summorum Pontificum, которым Папа разрешил повсеместное использование латинского обряда, что было одним из главных условий к примирению между Римом и традиционалистами.
В ноябре прошлого года епископ Фелле начал кампанию по сбору подписей за отмену экскоммуникации лидеров Общества св. Пия Х. Под петицией подписались более миллиона человек. В декабре Фелле написал письмо главе комиссии Ecclesia Dei кардиналу Дарио Кастрильону Ойосу, прося о возвращении в лоно Церкви (ни сам Лефевр, скончавшийся в 1991 году, ни его преемники отлученными себя не признавали).
По данным самого Общества св. Пия X, сегодня оно насчитывает 486 священников в 63 странах мира, 725 богослужебных центра, 100 монахов и 160 монахинь, 192 семинариста в шести семинариях, 88 школ и около 600 000 верующих. Помимо семинарии в Эконе, будущие священники-традиционалисты обучаются в США, Франции, Германии, Австралии и Аргентине.
Решение Бенедикта XVI принять епископов-раскольников в лоно Церкви вызвало резкую критику со стороны мировых еврейских организаций. Один из четырех прелатов — англичанин Ричард Уильямсон, недавно выступил с заявлением, фактически отрицающим Холокост — по его мнению, во время Втор ой мировой войны погибло не более 300 000 евреев, а не 6 миллионов, как признают современные историки.
Агенство Reuters приводит слова раввина Давида Розена, главы отдела по межрелигиозным отношениям Американского еврейского комитета, который в течение многих лет был одним из активных сторонников диалога с Ватиканом: «Покойный Папа Иоанн Павел II назвал антисемитизм грехом против Бога и человека. Отрицать подтвержденный огромным количеством документов факт Шоа (Холокоста) — антисемитизм в его самой вопиющей форме», — заявил Розен. Раввин считает, что принятие Уильямсона в лоно Церкви — насмешка над памятью покойного понтифика.
Со своей стороны, официальный представитель Святого Престола заявил, что замечания Уильямсона «подлежат критике», однако они никак не связаны с тем, что с него были сняты прещения.
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru