Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Будущее теологии: почему России надо развивать свою школу. Как русским не стать покорными потребителями чужих идей

Будущее теологии: почему России надо развивать свою школу. Как русским не стать покорными потребителями чужих идей
Версия для печати
11 апреля 2019 г. 11:57

Статья первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советника председателя Государственной Думы ФС РФ, доктора политических наук А.В. Щипкова «Будущее теологии: почему России надо развивать свою школу. Как русским не стать покорными потребителями чужих идей» опубликована в «Независимой газете».

Едва ли тот, кто пережил 1990-е, в состоянии забыть, как из очень влиятельных инстанций прямым текстом говорилось, что России в новом качестве не нужны прежние наука, культура и индустрия. Они якобы устарели и не вписываются в систему мирового разделения труда. Нам отведена довольно узкая ниша, такая же, как и странам третьего мира: интеллектуальные продукты России следует получать на стороне, в импортной упаковке, и ей уготовано сужение зоны национальной интеллектуальной ответственности. Компрадорские группы настаивают на том, что внутренний спрос на результаты интеллектуально-научной деятельности следует переориентировать на интересы зарубежных и глобальных субъектов.

Я помню кампанию, развязанную против Института философии РАН. Институт выселили из здания на Волхонке в пользу Пушкинского музея, создав конфликт между философами и музейщиками. Про философов говорили: «бездельники», «пережиток совка», «это не ученые, это шарлатаны», «они занимаются не своим делом», «дармоеды», «гоните в шею». Другие подобные ярлыки хлынули в прессу. Неизвестные сорвали со стены вывеску института, глумились над ней. Все было в лучших погромных традициях. Выселение обернулось травлей. В сущности, это был новый «философский пароход». «Респектабельная» общественность предпочла этого не заметить.

Теология внесена Министерством образования и науки в перечень научных специальностей в соответствии с общемировой теорией и практикой. С точки зрения влияния на общее интеллектуальное пространство теология также является одной из важнейших дисциплин.

Ситуация с теологией развивалась менее одиозным образом, нежели с философией, по причине того что у теологии нет так называемого тяжелого советского прошлого. Но активные попытки на скорую руку соорудить еще и «теологический пароход» все же имели место. Использовался весь спектр аргументов: якобы на Западе теология может быть наукой, а в России нет, неуниверситетское происхождение русской теологии, нехватка профессиональных кадров.

Национальная теология прежде всего мешает интеллектуальным перекупщикам. Создание искусственного дефицита идей в области теологии облегчило бы их задачу — сбывать интеллектуальный секонд-хенд. Тем самым они закрепили бы колониальный статус страны в области гуманитарной мысли. Без своей теологической школы мы станем покорными и безмолвными потребителями чужих идей. Это влечет за собой утрату самостоятельности или как минимум необходимость платить за то, что можно сделать самому. Если у нас не будет собственной теологии, нам придется учить чужую.

Мировая теология в настоящий момент укрепляет свои позиции. В конце ХХ века в западной гуманитарной мысли случился «теологический поворот». Алвин Плантинга, Роберт Суинберн, Джон Милбанк. Благодаря им теология овладела современным философским инструментарием. Так же много столетий назад обстояло дело с христианским платонизмом.

Теология выводит религию в социальное и философское пространство, расширяет оперативные возможности и сферу религиозного мышления. Философия, как известно, в свое время вышла из теологии и унесла с собой заимствованные у теологии методы. На этой основе и разрабатывалось научное мировоззрение.

У теологии и философии один предмет: мир, человек, мысль и надмирное. В философии последний пункт может отсутствовать (агностицизм, позитивизм, атеизм). Методология у философии и теологии также едина, просто философия продвинулась дальше в ее разработке. В конечном счете это два рукава одной традиции, но они далеко разошлись в Новое время.

Сейчас теология и философия вновь сходятся, в связи с чем и фиксируется «теологический поворот» на Западе. Начало ему положила знаменитая статья профессора Алвина Плантинга «Совет христианским философам» (1985), в которой ученый подчеркнул наличие у теологов собственной проблематики и собственной повестки.

Дело теологии — рациональное обоснование теистического мировоззрения, философская реконструкция религиозной традиции, изучение рутинной религиозности — так называемой религии повседневности, — а не только ее традиционных и исторических форм.

Русская теология наряду с восточной и западной богословскими традициями непременно будет изучать типологию форм религиозного в культурно-языковом пространстве и когнитивной сфере. Теолог работает на стыке богословского и философского дискурсов, преодолевает изолированное, исторически зауженное понимание «религиозного».

Наступает период нового, продуктивного взаимодействия теологии и философии, период нового взаимовлияния этих дисциплин. Теология может заимствовать у философии ее методы, логическую технику, ее язык. А философия может взять у теологии ее содержание, идеалы, ценности, дух.

Нам, русским, нужны теология, философия, все базовые дисциплины. Мы должны владеть научным инструментарием в полном объеме, чтобы продвигать свои ценности.

«Независимая газета»/Патриархия.ru

Материалы по теме

На Седьмом профессорском форуме обсудили вопросы методологии теологии

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности [Интервью]

В Президентской академии состоялся III Всероссийский форум молодых теологов

Епископ Истринский Серафим выступил на открытии III Всероссийского форума молодых теологов

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в Форуме российской идентичности

В Москве состоялись премьера фильма «Восхождение в Иерусалим» и открытие выставки о золотом веке русского паломничества на Святую Землю

В Москве состоялось заседание рабочей группы «Религии» форума «Петербургский диалог»

В Москве откроется первая выставка из цикла «Русское присутствие в Святой Земле»

Ярославская духовная семинария получила государственную аккредитацию по направлению «Теология»

На Седьмом профессорском форуме обсудили вопросы методологии теологии

В Белорусском государственном университете состоялось заседание в честь 20-летия основания Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю 20-летия основания Института теологии БГУ

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков