27 января 2009 года, выступая с докладом на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился, в частности, к теме межправославных отношений.
Он подчеркнул, что служение единству Церкви, важность которого неизменно подчеркивал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, было приоритетом в сфере внешних церковных связей: «Святейший неизменно дорожил возможностью братского общения с Предстоятелями Поместных Православных Церквей, всегда особо отмечая важность совместного совершения Божественной литургии и вообще совместной молитвы. С большой теплотой почивший принимал иерархов и иных деятелей Поместных Церквей, приезжавших в пределы Московского Патриархата, внимательно следил за событиями в жизни мирового Православия, справедливо считая, что оно представляет собою одну семью, прочно соединенную единством веры и Таинств, взаимной любовью и помощью. Святейший хотел видеть более эффективным взаимодействие Православных Поместных Церквей и старался делать для этого все, что зависело от Русской Церкви. Когда другие Церкви переживали трудности, наш Предстоятель всегда стремился оказать действенную поддержку — особенно это проявилось в отношении Сербской Церкви в сложный период распада Югославии, а также Болгарской Церкви, когда она, не имея признания со стороны государства, страдала от раскольников, получивших поддержку властей».
Вместе с тем, отметил митрополит Кирилл, любые нестроения в области межцерковных отношений причиняли глубокую скорбь покойному Первосвятителю. «К сожалению, в период Патриаршества Святейшего Алексия II, особенно в его начале, не раз имели место посягательства на канонические пределы Русской Церкви — подобно тому, как это происходило во времена святителя Тихона, вслед за крушением Российского государства», — сказал Патриарший Местоблюститель.
Он напомнил, что 1992 году Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение об учреждении так называемой Бессарабской митрополии с кафедрой в Кишиневе, на которую был назначен ранее запрещенный в священнослужении епископ Русской Церкви. А в 2007 году в составе «Бессарабской митрополии» были учреждены три новые епархии, причем эта церковная структура стала предъявлять территориальные претензии и на земли по левому берегу Днестра, в том числе входящие в состав Украины. «Однако жизнь показала, что молдавское духовенство, как и прихожане, в подавляющем большинстве своем стремятся к сохранению церковного единства, — подчеркнул владыка Кирилл. — Ожидавшиеся некоторыми политиками быстрые успехи в деле расширения параллельной митрополии на деле оказались очень незначительными». При этом было отмечено, что Русская Церковь «никогда не отказывалась от диалога и не прекращала общения с Румынской Православной Церковью, сознавая важность нахождения взаимоприемлемых решений, которые положили бы предел каноническому беспорядку и содействовали бы достижению высокого уровня двусторонних отношений».
Еще одной причиной для нестроений стало учреждение в 1996 году параллельной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии. «Православие в этой земле было насаждено русскими миссионерами и на протяжении всей истории являлось составной частью Русской Православной Церкви, — напомнил Местоблюститель Патриаршего престола. — С учреждением Московского Патриаршества оно находилось под канонической властью Патриархов Московских и всея России и всех северных стран (именно так, в соответствии с решением Константинопольского Собора 1593 года, именовались Предстоятели Русской Церкви вплоть до упразднения Патриаршества Петром I)».
Учреждение параллельной юрисдикции привело к расколу Православия в Эстонии, к временному прекращению канонического общения между Московским и Константинопольским Патриархатами и к нестроениям в области межправославных отношений, которые до сих пор в полной мере не урегулированы, отметил владыка Кирилл. «Но, несмотря на многие трудности, положение Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата также в целом удалось стабилизировать. Она сильна верностью своих чад, которые убежденно желают оставаться в лоне Матери-Церкви», — рассказал он, отметив, что переговоры с Константинопольским Патриархатом по этому вопросу будут продолжаться.
В докладе Патриаршего Местоблюстителя также отмечается, что со стороны отдельных иерархов Константинопольской Церкви предпринимались шаги, которые воспринимались общественным мнением как оказание поддержки раскольническим группам на Украине. Это входило в противоречие с официальной позицией Константинопольского Патриархата о признании Украинской Православной Церкви, возглавляемой Блаженнейшим митрополитом Владимиром, в качестве единственной канонической Церкви Украины.
Областью напряженных дискуссий с Константинопольским Патриархатом оставались и вопросы о понимании прав Поместных Церквей на осуществление попечения о своей пастве в так называемой церковной диаспоре, сообщил владыка Кирилл.
«Во всех подобных случаях действия Священноначалия Русской Православной Церкви направлялись к сохранению мира церковного, к терпеливому диалогу в духе христианской любви, к поддержанию братских отношений со всеми Поместными Православными Церквами, — подчеркнул Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Кирилл. — При этом, однако, наша Церковь никогда не поступалась основами канонического церковного строя и отстаивала нормы православной соборности, без соблюдения которых невозможно благостояние Святых Божиих Церквей и сохранение богоустановленного порядка в межцерковных взаимоотношениях».
Пресс-служба Поместного Собора