Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Иоасаф I, Патриарх Московский и всея Руси

Иоасаф I, Патриарх Московский и всея Руси
Версия для печати
Страна:
Россия
Биография:

Будущий Патриарх Иоасаф I происходил из семьи «дворовых детей боярских». Принял монашеский постриг в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. В период Смутного времени находился в Новгороде при митрополите Новгородском, там же пережил шведскую оккупацию.

В 1621 г. назначен архимандритом Псково-Печерского монастыря. 14 января 1627 г. хиротонисан во архиепископа Псковского и Изборского. В 1632 г. подвергся опале от Патриарха Филарета за подпись под челобитной псковичей царю Михаилу Феодоровичу о том, «чтобы немцам в Пскове не быть», однако в скором времени первосвятитель простил архиепископа, а псковичи добились постройки иностранцами гостиного двора за пределами города.

Перед кончиной Патриарх Филарет († 1 октября 1633 г.) благословил архиепископа Иоасафа быть своим преемником на Патриаршем престоле. 1 февраля 1634 г. состоялось соборное избрание нового Предстоятеля Русской Церкви. 6 февраля состоялась интронизация.

Новый Предстоятель не обладал таким авторитетом, как Патриарх Филарет, и имел меньшее значение в государственных делах, поэтому, в отличие от своего предшественника, он титуловался не «великим государем», а «великим господином», царь не ставил имя Патриарха наряду со своим даже в грамотах по церковным делам. В обществе проявилась враждебность светских сословий по отношению к правам и привилегиям Церкви, и государство начало их ограничивать.

Патриарх Иоасаф I был ревностным защитником и блюстителем благочестия, вслед за Патриархом Филаретом прилагал усилия по преодолению последствий Смутного времени в духовной жизни страны. Он старался упорядочить церковные обряды и укрепить благочиние, написав «Память», в которой тщательно расписал порядок богослужения и правила для клириков и мирян. Патриарх повелел разослать грамоту по всем церквам, и все старосты должны были иметь список с «Памяти» и оглашать его церковному причту.

В 1630-х гг.  в Москве состоялись три Земских Собора, посвященные проблемам взаимоотношений с Крымским ханством. В 1639 г., после третьего Собора, Патриарх Иоасаф направил царю послание в связи с жестоким обращением в Крыму с московскими послами, в котором содержался совет во что бы то ни стало освободить «посланников... от бесерменских рук и злаго мучения», однако наказание крымцев Патриарх оставил на «царское благоразсмотрительство», т.к. считал, что этот вопрос не находится в компетенции духовной власти: «не нашего чину, твоих, государевых, богомольцов». Патриарх Иоасаф сознательно стремился ограничить свою деятельность исключительно церковной сферой .

Около 1636 г. Патриарх составил «Лествицу властем», утвердив порядок старшинства епархий, а также крупнейших монастырей Русской Церкви, настоятели которых бывали в Москве на Соборах (перечислены 46 монастырей).

Существенной составляющей возрождения церковной жизни в стране после Смутного времени стало развитие книгоиздания. В Патриаршество Иоасафа I было выпущено свыше 40 изданий (в несколько раз больше, чем в более продолжительное Патриаршество Филарета), преимущественно богослужебных книг; проделана работа по сличению и исправлению богослужебных книг. Кроме изданий, печатавшихся раньше, издавались и новые (Азбука, Потребник иноческий, житие святого Николая Чудотворца, собрание слов святителя Иоанна Златоуста с прибавлениями и др.).

За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано три монастыря и восстановлено пять обителей.

21 ноября 1640 г. Патриарха соборовали, через неделю, 28 ноября, Предстоятель скончался. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля, у южной стены, рядом с гробницей Патриарха Филарета.