Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь после Литургии в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга

Патриаршая проповедь после Литургии в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга
Версия для печати
19 августа 2019 г. 17:28

19 августа 2019 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе г. Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день исполнен очень многих смыслов, имеющих большое значение для выбора человеком его жизненного пути. Всем хорошо известна евангельская история, которую мы сегодня слышали во время Божественной литургии, — об избрании Петра, Иакова и Иоанна, трех апостолов, с тем чтобы они стали очевидцами преображения Спасителя на горе Фавор (Мф. 17:1-9). Возникает вопрос: а почему были избраны не двенадцать учеников? Не семьдесят? Не те огромные толпы, которые сопровождали Спасителя по Галилее? Казалось бы, для того чтобы явить Божественную славу, удостоверяющую Божественную сущность Спасителя, Его Божественную природу, надо было это свидетельство обратить к как можно большему количеству людей. Но Господь избирает, даже из числа апостолов, только троих — Петра, Иакова и Иоанна.

Конечно, это неслучайно. Ведь эти три ученика всегда были рядом со Спасителем, и, видимо, в их сердцах была особая уверенность в том, что их Учитель, Иисус из Назарета, есть не просто Сын Марии, не просто один из многих, но Спаситель мира, обещанный Мессия. Тогда в это было трудно поверить даже близким к Господу и Спасителю людям, потому что с близкого расстояния вообще трудно многое рассмотреть. Даже величайшие события истории с близкого временного расстояния люди рассмотреть не могут, и только по прошествии времени они или следующие поколения осознают эпохальную важность случившегося. Так было и во времена Спасителя — трудно было с близкого расстояния опознать в Человеке, Которого многие знали с детства, Того, о Ком пророчествовали вдохновенные мужи Ветхого Завета, в Кого народ избранный верил как в своего Мессию.

Но эти трое были, несомненно, исполнены особой веры в Иисуса как в Того, о Ком сказали пророки, что Он и есть Избавитель рода человеческого. И Господь призывает их и перед ними преображается. Казалось бы, самые-самые избранные — трое из двенадцати — уж, наверное, были готовы к тому, чтобы увидеть Божию славу. Так нет — они упали в страхе, скрыв свои лица. Ведь так было привычно ходить с Иисусом, Который был рядом с ними, Который вкушал с ними пищу, разделял с ними каждый день Своей жизни, — и вдруг на этой горе происходит великое чудо: лик Спасителя преображается, и в удостоверение того, что Он есть Мессия, являются те, кто пророчествовал о Мессии — пророки Моисей и Исаия.

Это событие, как я уже сказал, имеет для всех нас очень большое значение, и не только в прямом смысле — как явление Божией славы в роде человеческом, но и применительно к нашей жизни. Ведь очень часто, посещая Божии храмы, причащаясь Святых Христовых Таин, мы настолько привыкаем ко всему происходящему, что таинственная, благодатная мистическая сторона Таинств и церковной жизни в целом затмевается нашими обычаями — хорошими и не очень, нашими привычками, нашей повседневностью. Даже когда в воскресный день, или в большой праздник, как сегодня, мы приходим в храм, как много в наших мыслях всего того, что уводит нас далеко и от храма, и от молитвы! Даже там, где нам следовало бы предать всецело разум и сердце Господу, распластаться пред Ним в молитве, мы продолжаем жить той же самой жизнью, что и за пределами храма. Ну, а что же говорить о нас, когда мы выходим за пределы храма? Как быстро исчезает из памяти и из сердца то состояние, которое мы испытывали во время богослужения! И мы, погружаясь в стихии мира сего, забываем о самом главном — о том, что и есть единое на потребу, как говорит Господь (см. Лк. 10:41-42), — о деле нашего спасения.

Поэтому сегодняшний праздник, который повествует нам о страхе апостолов перед преображенным Спасителем, и о самом дивном Преображении, помогает нам понять, насколько важным в нашей жизни должно быть поклонение Господу и Спасителю, наша вера и наша жизнь в соответствии с этой верой. Никогда не связывайте свою принадлежность с Церковью только с посещением храма, никогда не забывайте об этой связи, покидая его священные своды. Мы и там, в миру, должны оставаться учениками Спасителя, и среди многих забот, проблем и жизненных обстоятельств должны помнить, что единое на потребу, то есть самое главное, самое высокое и самое ответственное призвание наше — это быть христианином и членом Церкви.

И как бы изменилась наша жизнь, если бы православные верующие люди не переставали быть православными, когда они приходят к себе на работу, когда они возвращаются в свои семьи и особенно когда они попадают в конфликтные ситуации, которые испытывают нас на верность Господу! Вот когда мы должны обязательно вспоминать о том, кто мы, каково наше призвание, каковы наши жизненные приоритеты, какое место в нашей жизни занимает Господь. А это возможно только в том случае, если мы живем подлинной религиозной жизнью. Если мы, пережив во время богослужения восхождение на гору Фавор и спускаясь в мир сей, продолжаем в уме и в сердце нести память об этих чудных мгновениях присутствия в храме, причащения Святых Христовых Таин, соприкосновения с благодатью Божией, то наша вера будет реально актуализироваться, становиться живой и действенной, и мы обретем способность решать свои жизненные проблемы — и большие, и малые, семейные, общественные, государственные, все то, что является важным для человека. Если мы будем решать эти проблемы, исходя из нашего христианского призвания, опираясь на нашу веру, укрепляемые силой благодати Божией, то изменится наш мир, изменимся и мы сами, и по вере нашей, несомненно, будем иметь надежду сподобиться подлинной и реальной встречи с Господом и Спасителем в том преображенном мире, в который каждый вступит по окончании своей земной жизни. Дай Бог, чтобы по молитвам святых угодников, к которым мы обращаемся, по нашим немощным молитвам, по нашей вере Господь соделает и нас соучастниками Своего невечернего Царства в Божественной Своей славе.

Пусть преображенный Спаситель силой благодати, исходящей от Его величайшего служения в мире, от Его слов, от Его благодатного присутствия в человеческой истории, укрепляет нас на наших жизненных путях. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи