Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы
Версия для печати
25 августа 2019 г. 20:59

25 августа 2019 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери в Чертанове города Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении — а это был отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 4:9-16) — мы находим такие слова: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим».

Эти слова помогают понять запечатленную на страницах Евангелия заповедь, которую нам дал Христос: «Если кто ударит тебя в правую щеку, подставь левую» (см. Мф. 5:39). Если ограничиться только этими словами, как и поступали некоторые мыслители, то из буквального толкования можно сделать неверные выводы. Мы знаем, что в определенный период новейшей истории возникло такое движение, как пацифизм, которое полностью исключало возможность вооруженного сопротивления даже в случае агрессии. Многие, кто учил действовать таким образом, ссылались на слова Господа об ударе в правую щеку, за которым должен последовать удар в щеку левую. Так вот, апостольское чтение сего дня дает нам правильное толкование этой Божией заповеди: «Кто злословит нас, того мы благословляем; кто гонит нас, того мы терпим».

Мы не соглашаемся со злом, — мы на зло отвечаем, учит апостол Павел. Но это не тот ответ, который обычно бывает: если кто обидел, я обижу еще сильнее; если кто ударил, я постараюсь ударить так, чтобы тот и не опомнился. Чаще всего ответ оказывается более жестоким, чем злодеяние, которое было обращено в наш адрес. Но слова апостола Павла помогают нам понять, что на зло нужно отвечать иначе. Ведь всякое зло, которое мы направляем в адрес обидчика, приумножает зло. Тем самым среди людей — в семье, в обществе, в государстве, в роде человеческом — идет эскалация зла, распространение его вовне, потому что зло никогда не бывает статичным, но всегда стремится расширить свое влияние. Если не найдется никого, кто ответит на зло добром, то зло будет торжествовать в роде человеческом, и нет тогда никакой надежды на спасение не только в жизни вечной, но и в нашей жизни, потому что зло будет разрушать человеческую личность, человеческие отношения, отношения в семье и обществе. Для того чтобы остановить зло, никогда не нужно отвечать на зло злом. Совершенно очевидно и другое — никогда не нужно и подчиняться злу, никогда не нужно склонять перед злом свою голову.

Порой бывает и так, что на зло ответили злом, а потом по каким-то причинам зло приняли, согласились и сжились с ним. Мы часто бываем готовы согласиться со злом и на многое закрыть глаза. И менее всего мы готовы отвечать на зло так, как учит нас апостол Павел: «Если злословят нас, мы благословляем; если гонят нас, мы терпим». Но именно в этой позиции — великое противление злу, потому что зло побеждает только тогда, когда люди с ним соглашаются.

Удивительная мудрость содержится в сегодняшних словах апостола Павла, и мы должны сохранить эти слова в своем сердце. Они помогут нам в разных жизненных обстоятельствах, в том числе во время конфликтов на работе и особенно во время семейных конфликтов. Они вооружат нас подлинной силой — сопротивляться злу таким образом, чтобы зло не захватывало наши души, наше сознание, не порабощало нас, а значит, не распространялось и не становилось непреодолимой силой, ведущей к погибели.

Господь через Своих апостолов, через Свое слово учит нас величайшей мудрости. Печально, что для многих эти Божественные слова и сегодня остаются неизвестными, ведь невозможно, даже прочитав целиком Священное Писание Нового Завета, отметить и запомнить все самое важное. Поэтому каждый христианин должен постоянно обращаться к слову Божиему. Читать каждый день Евангелие, апостольские послания — это замечательная традиция и замечательный опыт. Но следует читать, размышляя над словом Божиим, с тем чтобы каждое слово становилось для нас понятным, чтобы мы могли, опираясь на эти слова, избежать ошибок, заблуждений, а тем самым усиления зла в нашей жизни и в жизни окружающего нас мира.

Да поможет нам Господь принимать умом и сердцем Его великие слова о спасении, которые содержатся в Евангелиях и апостольских посланиях, дабы эти слова становились нашими собственными убеждениями, на основании которых мы бы строили свои отношения с окружающими нас людьми, с окружающим нас миром. И да поможет нам Господь уразуметь Его слова, сохранить их в памяти и претворить их в жизнь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя