27 сентября 2019 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора Софии Премудрости Божией города Самары и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Бог спасает человека, потому что никто из людей не может спасти самого себя — не на какой-то краткий промежуток времени, а на всю жизнь и для вечности. Никому из людей это не дано, Бог спасает человека. Но если на этом поставить точку и далее ничего не говорить, то возникает много справедливых вопросов: как же свободная воля человека, как же образ Божий в человеке? Ведь если Бог свободен, а человек предопределен к спасению, то в чем же свобода человека?
Это справедливые вопрошания, и чтобы на них ответить, нужно представить, что произошло в тот момент, когда совершалась тайна нашего спасения. А было это, когда Господь Иисус Христос, ни в чем не повинный Человек и Сын Божий, второе Лицо Троицы, являющее собой всю полноту Божества, взойдя на Крест, уничижается, оскорбляется, распинается. Если что-то подобное происходит с человеком, обладающим властью, мы задаемся вопросом: как же правитель дошел до того, что его свергли, убили? У него же была вся власть, почему же он ею не воспользовался? Чаще всего у историков есть объяснения, почему тот или иной государственный деятель, погибший от рук своих подчиненных, не смог спастись. Но окончательного рационального ответа на вопрос, почему Бог не спасся от рук человеческих, у нас нет. Ответ на этот вопрос мы можем получить лишь через свой собственный опыт — настолько, насколько мы приблизимся к Богу, насколько почувствуем любящего Бога в своей жизни.
Если бы спасение произошло только силой Божией, то человек оказался бы словно ни при чем, будто спасение дано ему даром, авансом. На самом деле это вовсе не так, потому что человек участвует в этой тайне спасения. Он присутствует в личности Богочеловека Иисуса Христа, ибо человеческая плоть распиналась, человеческая нервная система страдала от колоссальной боли, человеческое сознание содрогалось. Человеческое было в полной мере присуще Господу и Спасителю, и человеческая природа, распинаемая за грехи рода человеческого, стала Жертвой искупления за грехи многих.
Возникает вопрос: где же грань между божественным и человеческим? Как все это понять и соединить? Все это становится понятным и близким каждому, если мы поймем: Бог все это совершил через Сына Своего и Господа нашего только потому, что любит Свое создание. Он любит каждого из нас, Он любит род человеческий, а у любви нет границ. Как мать способна отдать жизнь свою за ребенка, так и Бог был готов жизнь Свою отдать за людей, за их спасение и исправление. Но бессмертный Бог не мог и не может умереть. И в мир приходит Сын Божий и Сын Человеческий, Который Своим человеческим естеством страдает бесконечно — и душевно, и физически — и Который физически погибает на Кресте, чтобы все мы имели жизнь вечную.
Тайна Божественного искупления, тайна крестного страдания Спасителя никогда не будет до конца понята, осмыслена — по крайней мере, в пределах нашей земной жизни. Но через опыт Церкви мы приближаемся к пониманию того, что всякая жертва, которая приносится во имя высших интересов, во имя жизни, во благо других людей, имеет огромное духовное значение, некую искупительную силу. А если бы не так, то действительно были бы непонятны пути истории, непонятна гибель миллионов людей, защищавших свою Родину. Почему умирает один ради другого, чем жизнь одного лучше жизни другого? Но ведь никто не задавался этим вопросом, когда шел в атаку на грозного врага и погибал на поле брани! Это казалось само собой разумеющимся. И понимание того, что жертва есть нечто необходимое для полноты человеческого бытия, что без жертвы во имя другого человека не может состояться человеческая жизнь, наполняет смыслом наше бытие и наши межличностные отношения.
Вот и сегодня, взирая на Крест Христов, мы можем сказать, что всему этому мы научились не от человеческой мудрости. Мы научились от Самого Господа и Спасителя, Который пришел в мир сей, пострадал и умер на Кресте ради нас с вами, ради нашего спасения, ради того, чтобы грех человеческий не был средостением между Богом и человеком, чтобы каждый из нас мог обращаться к Богу со словами «Отец», «Авва Отче». Не далекий неведомый царь, а Отец, Который связан с нами узами любви. Каждый, кто имеет детей, знает, что означают эти родительские узы, насколько они сильны, насколько они превозмогают всякую человеческую слабость и всякую человеческую скорбь. Вот такой любовью Господь любит всех нас.
Ну, а что же мы? Ужасно, когда на любовь родителей дети не отвечают любовью. Трагедия, когда на любовь одного из супругов другой не отвечает любовью. Чаще всего такой союз, такой брак распадается. А что происходит, когда мы на любовь Божию не отвечаем своей любовью? Для нас этот союз тоже распадается. Мы отделяемся от Бога, от Его истины, от Его силы, от Его благодати. Мы предаемся стихиям мира сего. Господь не перестает нас любить, но, поскольку мы все созданы свободными, Он предоставляет нас нашей собственной свободе, которая нередко уводит нас на очень опасные жизненные пути.
Сегодня, размышляя пред Крестом Спасителя о тайне Его жертвы, о тайне Его любви по отношению ко всем нам, тайне, в которую невозможно проникнуть ограниченным человеческим умом, мы должны сделать только один важный вывод: Бог нас любит. И если мы хотим быть в союзе с Богом, если мы хотим, чтобы наши молитвы были услышаны, мы должны ответить Богу той же любовью — не в той мере, в которой Он способен любить, но в той, в которой человек способен любить хотя бы другого человека.
В этой любви Господь от нас мало что требует. Он нам больше дает, чем требуетот нас. Человеческие союзы, в том числе самый, может быть, ясный для понимания сказанного союз между мужем и женой, всегда требуют огромных усилий с обеих сторон. А Бог Своими усилиями во многом превосходит нашу способность ответить на Его любовь. Но, тем не менее, Бог ищет нашей любви, ждет нашей любви. А эта любовь должна проявляться не в малоубедительных словах «я люблю Тебя, Господи». Эта любовь должна проявляться в том, чтобы мы оказались способными любить наших ближних. Это удивительные слова — любить ближнего. Это не значит любить самого родного и близкого человека, а значит любить всякого другого человека, который и есть наш ближний.
Но как же воспитать в себе это чувство? Оно просто так не дается. Нет ни одного человека, который бы на ровном месте вдруг воспылал любовью к ближнему. Такого в жизни не бывает. Любовь всегда связана с жертвой, и пример Спасителя, распятого на кресте, иллюстрирует эту истину. Если, находясь в супружеском союзе, муж не жертвует собой ради жены, а жена не жертвует собой ради мужа, то подлинной любви нет, а есть лишь некие договоренности, в том числе юридические. Но на самом деле любовь только там, где один отдает себя другому. И если мы не научимся так любить ближних, в первую очередь родителей, мужа или жену, детей, родственников, затем коллег по работе, учителей, людей, с которыми Господь помог нам встретиться на жизненном пути и которые многое нам дали, если мы не научимся им отдавать часть своего сердца, то напрасно нам ожидать того, чтобы кто-то нас по-настоящему полюбил.
Крест Христов и страдания связаны друг с другом, и для того чтобы мы не споткнулись о трудности житейские и тем самым не изгладили любовь из своих сердец, мы должны всегда помнить то, что мы с вами сегодня прославляем, — Крест Христов, символ величайшей Жертвы и огромных страданий, через которые Бог во Христе явил любовь всему роду человеческому и каждому из нас. «Нас любит Бог» — вот суть того, что означает вера в Бога. Нас любит Бог, а в ответ на эту любовь мы должны любить Господа через добрые дела, которые призваны совершать в отношении ближних и дальних, в отношении тех, с кем Господь судил нам встретиться на жизненном пути.
Пусть сегодняшний день поможет нам разобраться в самих себе, в своей собственной любви, поставить критический вопрос, в какой мере в жизни каждого из нас осуществляется по отношению к родным, близким и прочим людям все то, чему Господь нас учит, свидетельствуя на Кресте о силе Своей любви. По милости Божией такие критические размышления помогают многого достичь в нашей жизни, а главное, обновить чувство любви, стать счастливыми, сознавая свою близость к Богу и близость к тем людям, кого мы называем своими любимыми. Пусть Господь через Свой Крест помогает каждому из нас возрастать в любви, украшая этой великой добродетелью нашу жизнь. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси