6 октября 2019 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Амвросия (Шевцова) во епископа Светлогорского, викария Гомельской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Амвросия на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Амвросий!
Сегодня особое торжество для Церкви Христовой, ибо милостью Божией приобрела она нового делателя, которому предстоит заботиться о наследии Божием, продолжая труды самовидцев и служителей Слова (Лк. 1:2). По молитвам верных на главу твою снизошла ныне благодать Духа Святаго. И дар сей, преподанный через наше рукоположение, призываю тебя возгревать непрестанно (2 Тим. 1:6), ибо как огонь угасает от беспечности и лености его хранителя, так и этот дар, если не будешь доставлять ему бóльшей силы усердным и внимательным исполнением вверенного тебе служения, не принесет должной пользы ни тебе, ни пасомым.
В чем же состоит поручаемое тебе архипастырское делание? Епископ — это не просто высшая ступень иерархического служения. Епископ — хранитель единства Церкви, защитник веры, блюститель душ человеческих. Ты сподобился принять сегодня благословение от Господа нашего пасти Церковь Его, Которую Он приобрел Кровию Своею (Деян. 20:28), дабы призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр. 9:15). Эти ответственные труды требуют полной самоотдачи и самоотречения. Более того, скажу, что для того, чтобы достойно выполнять столь высокое служение, тебе предстоит научиться жить без свободного времени, ибо отныне вся твоя жизнь без остатка принадлежит Церкви.
Священнослужителя, а наипаче архипастыря, нередко называют живой иконой Христа. И это не фигура речи и не красивый оборот — так действительно должно быть. Но что такое икона прежде своего надписания и освящения? Разве не доски и краски? Так и тебе, чтобы уподобиться Истинному Пастырю и Блюстителю душ человеческих (1 Пет. 2:25), сначала надлежит освятиться Духом, во всем являя образец для верных: в слове, житии, любви, вере и чистоте (1 Тим. 4:12), чтобы на доске воссиял благочестивый образ. Показывая пример жизни по евангельским заповедям, соделаешься вместительным сосудом благодати Божией, которая даже каплей своей, по выражению святителя Иоанна Златоуста, способна наполнить ведением всю вселенную (Беседа на псалом 44).
По долгу архипастырского служения ты будешь общаться с самыми разными людьми, в том числе с государственными и политическими деятелями, с предпринимателями, представителями иных религиозных традиций. Держа в уме завет первоверховного апостола Павла для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22), не забывай и о том, что ты не чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу (1 Кор. 9:21). Внимательно наблюдай за собой, чтобы на всяком месте и во всякое время оставаться в первую очередь настоящим учеником Спасителя, человеком, внутренне цельным и всегда ходящим пред лицем Господа (Пс. 114:9).
Преподобный Максим Исповедник называет епископом того, «кто делает ум совершенным, помазывая его священным миром ведения Святой Троицы» (Главы о любви. Вторая сотница, 21). Что означают эти необычные слова? Что есть совершенный ум? Это ум, который действует с рассуждением, мудростью и смотрит на все глазами Божественной любви. Но преподобный Максим, очевидно, говорит здесь не только о величайшей ступени личного духовного совершенства, которой ты призван достичь, возрастая в евангельских добродетелях. Продолжая мысль святого отца, можно сказать, что человек, просвещенный и преображенный благодатью Духа Утешителя, помазанный священным миром ведения Святой Троицы, стремится и все творение привлечь к познанию Бога.
Высокое предназначение епископа заключается в дерзновенном свидетельстве ближним и дальним о Воскресшем Христе, о Его спасительной Крестной Жертве, о безграничной любви Создателя к людям. Но не менее ревностно архипастырю надлежит трудиться над тем, чтобы сохранилась евангельская закваска (Лк. 13:21) в тех, кто уже сподобился принять святое крещение, чтобы соль не потеряла свою силу (Мф. 5:13), чтобы общины верных возрастали в благодати и познании Господа (2 Пет. 3:18), были мужественны и тверды (1 Кор. 16:13) в своем исповедании, являя истинные плоды духа: любовь, радость, мир и долготерпение (Гал. 5:22).
Мы — Христово благоухание Богу, Который благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте (2 Кор. 2:14-15), свидетельствует апостол. Но, к сожалению, поверхностная и нередко только формальная связь с тáинственной жизнью Церкви, недостаточная погруженность в православную духовную традицию подчас делает современных христиан теплохладными, инертными и оттого уязвимыми для критики со стороны внешнего по отношению к Церкви общества. Напоминай пасомым о том, что принадлежность к Церкви не сводится лишь к посещению храма, что и среди повседневных забот и житейских попечений важно сохранять верность Господу.
Большое значение в связи с этим имеет развитие социального служения, привлечение людей — особенно молодежи — к участию в делах милосердия и помощи ближним, ибо только вера, действующая любовью (Гал. 5:6), способна менять человека внутренне, вводить его в великую тайну освящения мира, к которому призван каждый христианин. Преображая мир добром и любовью, приобщая его к святости, мы свидетельствуем, что являемся истинными учениками Спасителя.
Достойно совершить архипастырское служение, как я уже сказал ранее, невозможно без личного духовного подвига, ибо тот, «кто хочет лишь словом разъяснить чувство и действие Божьего света людям, не видевшим его, подобен человеку, который захотел бы словами передать сладость меда тем, кто его никогда не вкушал» (свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Часть 3-я триады I).
Промыслом Вседержителя тебе определено быть викарным епископом, но из этого вовсе не следует, что ответственность твоя будет меньше, чем у Преосвященного архиепископа Стефана, помогать которому тебе предстоит. В Церкви не бывает послушаний малых и незначительных. Каждый человек, совершающий труды с усердием и во славу Божию, приносит жертву приятную и угодную Господу и вносит свой вклад в общее дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4:12).
Молю Спасителя, дабы, вняв моему отеческому наставлению, ты прошел этот путь мужественно и со страхом Божиим, «течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7). Теперь же прими в руки жезл — зримый символ твоего апостольского преемства и власти духовной. Укрепляясь Господом и могуществом силы Его (Еф. 6:10), с молитвой на устах и любовью в сердце гряди на новое служение Церкви Христовой и благослови народ, во множестве собравшийся в сем святом храме и возносивший прошения Владыке Святому и Истинному (Откр. 6:10) о еже показати архиерейство твое непорочным. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси