Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал комментарий ТАСС, в котором коснулся таких тем, как решение Верховного суда Украины о неправомочности переименования Украинской Православной Церкви.
В этом году Киевская митрополия обратилась в Окружной административный суд Киева с иском против Министерства культуры Украины, требуя отменить приказ Минкульта о принудительном переименовании Украинской Православной Церкви. Канонической Украинской Церкви, ее епархиям, общинам и монастырям этот приказ официально запрещал называть себя «украинскими».
Декларируемая цель переименования — заставить Украинскую Православную Церковь указать в своем названии принадлежность к Московскому Патриархату, то есть признать себя иностранной, «неукраинской» религиозной организацией. Фактическая цель — украсть и передать ее название так называемой «Православной церкви Украины», что облегчило бы рейдерские захваты храмов канонической Церкви в Украине и перерегистрацию их уставов.
Для вида в список переименовываемых организаций добавлено некоторое количество юридических лиц других конфессий. Но основной целью является именно Украинская Православная Церковь. Этого не скрывали авторы закона о переименовании, послужившего основанием для приказа Минкульта, и сами чиновники Минкульта. Львиная доля подготовленного ими списка — это организации, принадлежащие к Украинской Православной Церкви.
Административный суд, вероятно, понимает, что пока спор не рассмотрен по существу, местные органы власти могут начать переименование, что называется, в явочном порядке. А это может привести к новой волне захватов храмов и новому витку конфессионального противостояния на Украине. Поэтому в качестве временной, обеспечительной меры суд наложил запрет на внесение в государственный реестр Украины изменений, касающихся религиозных организаций Украинской Православной Церкви.
Министерство культуры Украины, а вернее, те его чиновники, которые остались там от режима Порошенко, подавали апелляции и предпринимали усилия, чтобы отменить этот запрет. Но Верховный суд им отказал. Теперь нам остается ждать решения административного суда по существу иска.
В перспективе же, вероятно, необходим пересмотр религиозного законодательства Украины, потому что в своем настоящем виде оно не обеспечивает достаточную защиту прав верующих и может считаться дискриминационным. Искренне надеюсь, что власти Украины найдут в себе политическую волю доработать дискриминационное законодательство — и удержать свою страну от дальнейшего развития межконфессионального противостояния и деления собственных граждан по признаку «свой — чужой».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru