Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Святейший Патриарх Кирилл: Пастырское внимание — это в первую очередь способность слушать и понимать человека

Святейший Патриарх Кирилл: Пастырское внимание — это в первую очередь способность слушать и понимать человека
Версия для печати
20 декабря 2019 г. 14:52

20 декабря 2019 года на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся темы душепопечения и пастырства.

По мнению Его Святейшества, пастырское душепопечение наряду с совершением богослужений является едва ли не самым заметным делом священника в глазах людей. «Сакральное измерение жизни священника, его молитвенный подвиг, его труд как проповедника — все это, как правило, открывается людям уже при более или менее пристальном знакомстве с церковной жизнью. Первым же шагом в таком знакомстве для огромного количества людей по сей день является разговор с батюшкой, обращение к нему за советом, за разрешением недоумений», — сказал Святейший Владыка.

«Душепопечение — это, наверное, та область пастырского делания, где в наибольшей степени требуется предусмотрительность, осторожность и деликатность. Однако при подготовке молодых людей к служению в священном сане именно обучение душепопечению в современных условиях является одной из наиболее проблемных областей, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Привычные параграфы учебников, написанных в прошлом, уже утратили актуальность, а новые учебные пособия только создаются. Студент получает обширные познания в области богословия, истории, литургики, гомилетики. Совершенствуется филологическая подготовка будущих служителей алтаря, и это отрадно. Однако нередко случается, что в деликатнейшей области пастырского душепопечения молодой священник в лучшем случае будет воспроизводить в своей практике то доброе, что видел у своих наставников или старших собратьев, а в худшем — унаследует их ошибки либо начнет поступать как придется».

Святейший Патриарх уверен: «Первая и самая очевидная из возможных ошибок в пастырском руководстве — это неумение дорожить людьми, тем более когда в условиях густонаселенного мегаполиса место ушедших немедленно занимают новые. А ведь каждый человек, покинувший евхаристическую общину, оставивший церковную жизнь, особенно если это происходит в результате пастырской ошибки, ошибки духовного руководства — это трагедия!»

«Мы благодарны Богу за каждого человека, в сердце которого силой благодати Божией затеплился огонек любви Христовой. Наше нерадение или небрежность не должны стать преградой к воцерковлению приходящих в храм. Обязанность дорожить людьми требует от пастыря осторожности, трезвой и целомудренной боязни навредить неправильным словом или действием. И, разумеется, эта обязанность вовсе не предполагает навязчивости. Предлагать себя и даже кого-то иного в наставники и руководители — крайняя, недопустимая степень самонадеянности», — убежден Предстоятель.

«Упомянутую мной осторожность очень легко утратить, если по любому поводу проливать целые потоки слов и наставлений, наслаждаясь собственным красноречием. И это еще одна распространенная пастырская ошибка, — отметил Святейший Владыка. — Многословие редко бывает плодотворным. "Что-то нынче священники во время исповеди много разговаривают, нас так не учили", — сказал как-то один опытный пастырь из Русского Зарубежья, начавший свое служение полвека назад и унаследовавший в своем опыте пастырскую школу дореволюционного времени. Пастырское внимание — это в первую очередь способность слушать и понимать человека, а именно утрата этой способности сегодня, можно сказать, является приметой времени», — констатировал Предстоятель Русской Церкви.

По словам Его Святейшества, не впервые приходится говорить о необходимости разделять исповедь и духовную беседу, тем более если подобная беседа ведется во время совершения богослужения; кроме того, даже опытные священники бывают склонны недопустимо расширять место исповеди в церковной жизни.

«Исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом, и недопустимо делать ее средством дознания или надзора, психотерапии, преодоления конфликтов и чего бы то ни было еще. Слушающий исповедь священник должен в этот момент отложить от себя все функции — наставника, руководителя, друга, собеседника — все, кроме одной: свидетеля человеческого покаяния», — пояснил Патриарх Кирилл.

Предстоятель особо отметил, что пространство Таинства исповеди не должно становиться местом для удовлетворения интереса к чужой жизни, и подчеркнул недопустимость чрезмерного интереса к грехам против седьмой заповеди.

Патриарх отметил необходимость «разумной отстраненности и соблюдения той дистанции в общении с паствой, которая позволяет священнику свободно возвещать людям Божию правду, не будучи связанным условностями обычных земных взаимоотношений между людьми». По мнению Его Святейшества, наличие некоторой дистанции предохранит и от возникновения в отношениях пастыря и пасомых ненужных пристрастий и зависимостей личного характера, которые, как мы знаем, способны омрачить церковную жизнь и даже привести к кораблекрушению в вере (см. 1 Тим. 1:19)».

По мнению Его Святейшества, еще одной пастырской ошибкой является преувеличенное представление священника о значимости собственных усилий и о собственной роли в жизни своей паствы, своего рода пастырская гордыня. «Пастыреначальник Иисус предостерегал своих последователей: "Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос" (Мф. 23, 9-10). Рассуждая о так называемом духовном отцовстве, мы должны помнить: отец — не деспот и не собственник, — уверен Патриарх Кирилл. — Отец охраняет, предостерегает от опасностей, радуется каждому самостоятельному шагу своего чада, пусть поначалу эти шаги бывают неловкими, нерешительными и даже ошибочными. Отец великодушен, он не мстит и не завидует; отец ободряет унывающего, терпеливо поправляет ошибающегося. Даже его строгость не сокрушает, но вдохновляет. Отец свободен от всякого корыстолюбия в отношении своих чад. Наконец, отец сознает, что его чадам предстоит возрастать, а ему самому должно умаляться и в конце концов вручить своим чадам бразды самостоятельного управления жизнью».

«Иными словами, наименование пастыря отцом, даже если речь идет о заслуженном и авторитетном человеке, есть не признание существующей реальности, но исключительно указание ему самому на идеал, к которому он должен стремиться в своем служении. Умаление, а отнюдь не преувеличение собственной роли в жизни пасомых есть норма пастырского поведения священника. Эта роль подобна роли евангельского пшеничного зерна, которое, упав на землю, умирает и приносит много плода (ср. Ин. 12:24)», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В день памяти апостолов Петра и Павла Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга и возглавил хиротонию архимандрита Макария (Муминова) во епископа Нерчинского

Святейший Патриарх Кирилл: Нам нужно иметь мужество, силу и дерзновение возвещать Божию правду

Предстоятель Русской Церкви удостоил протоиерея Николая Котельникова ордена святого благоверного великого князя Александра Невского (посмертно)

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу собрания духовенства Калининградской митрополии

Предстоятель Русской Церкви совершил благодарственный молебен в Благовещенском соборе Кремля по случаю вступления в должность Президента России В.В. Путина

Святейший Патриарх Кирилл: Церковь обеспечивает передачу ценностей, от которых зависит жизнеспособность человеческой цивилизации

Святейший Патриарх Кирилл: Даже будучи светским государством, Россия стремится жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями

Святейший Патриарх Кирилл: У нас должно быть обострено чувство пастырской ответственности за народ

Святейший Патриарх Кирилл отметил опасность превращения молитвы из существенной потребности человека в формальное обязательство