1 февраля 2020 года, в одиннадцатую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!
Сложилась традиция каждый год в день интронизации Патриарха проводить соборные богослужения в Храме Христа Спасителя при значительном стечении народа — молиться за Патриарха, молиться за Церковь. Может быть, кому-то со стороны может показаться, что это некое протокольное мероприятие, но лично я никогда не относился к годовщине своего Патриаршего служения как к протокольной дате, потому что каждый год Патриаршего служения — это год, о котором можно написать огромный том, а может, и несколько томов. И то, о чем я сказал, вовсе не свидетельствует лишь о работоспособности Патриарха. Это свидетельствует об огромной работе, которая проходит в нашей Церкви. Задача Патриарха заключалась и заключается в том, чтобы вдохновлять на такую работу, чтобы вместе с епископатом определять богословские, интеллектуальные пути развития Церкви, чтобы вместе с народом укреплять духовную жизнь и веру не только людей православных, но тех, кто еще только идет к храму, спотыкаясь, оборачиваясь, будучи неуверенным в правильности выбранного пути. И, конечно, о тех, кто вообще не думает ни о Боге, ни о Церкви. О всех наших людях — молитва Церкви, горячая и непреклонная. Непреклонная в понимании того, что сила Божия в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12:9) и из камней сих Бог способен соделать детей Авраамовых (Лк. 3:8).
На протяжении минувших лет я неоднократно повторял эти дивные слова о камнях, из которых Бог способен соделать детей Авраамовых. Сколько же таких примеров прошло через мои глаза, через мой разум, через мое сердце? Вспоминаю, что было 11 лет назад, когда я посещал различные епархии в регионах России — как мало было духовенства, епископата, как не хватало церквей! А когда по истечении определенного времени мне приходилось посещать те же самые места, я видел новые храмы, молодых энергичных архиереев, таких же священников, и я понимал, что Господь реально приклонил к нам Свою милость и из камней сих созидает детей Авраамовых.
Сегодня Церковь наша совершает огромный подвиг. Я не преувеличиваю: это подвиг. Подвиг, который несут наши иерархи. Подвиг, который несет духовенство и монашествующие. Но это еще и замечательные труды и подвиги наших благочестивых мирян, на которых сегодня Церковь опирается так, как никогда, может быть, за всю историю XX и начала XXI века. Другими словами, Церковь пришла в движение. Сами люди ставят перед собой вопросы, которых раньше не ставили. Например, въезжают люди в какой-то район, в новостройку. Наверное, в первую очередь многие думают о комфорте, о коммуникациях, но вот что удивительно: в наше время люди, которые въезжают в новые районы, по крайней мере в Москве, буквально сразу же направляют Патриарху просьбы — «постройте храм», «благословите строительство храма». Наверное, это можно сравнить только с самыми процветающими временами нашей дореволюционной жизни, когда строительство села или городского района непременно сопровождалось строительством храмов. Не могу сказать, что все идет очень гладко и просто, что нам остается только благодушествовать — совсем не так. Чем сильнее действие благодати, тем сильнее сопротивление. А сопротивление откуда? Не от человека, от темной силы — но через человека. И поэтому, когда мы сталкиваемся с трудностями, с какими-то, казалось бы, неразрешимыми проблемами, мы, верующие люди, должны воспринимать это не только как частный случай столкновения каких-то человеческих или ведомственных интересов. Чаще всего под прикрытием этих интересов просматривается онтологическое сопротивление Божиему присутствию в жизни народа там, где это присутствие было ослаблено. Ну, а дух сей изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17:21). Никакими административными усилиями Церковь наша не решит задачи, которые перед ней стоят, но только Духом Святым, опираясь на силу благодати Божией. А это значит, что для решения наших проблем необходимы в первую очередь личная вера и благочестие. Благочестие наших христианских общин, труд во славу Божию. И я призываю всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, трудиться не покладая рук. Мы многое сделали, но как бы странно это ни звучало, мы в начале пути, который должно пройти нынешнее поколение православных людей, — положив, по слову Божию, руку на плуг и не озираясь назад (см. Лк. 9:62). Укрепление Церкви — это не укрепление структуры, тем более церковно-бюрократической структуры, как это иногда говорят. Это укрепление духа нашего народа, его веры, его нравственности, его благочестия, его чистоты. А ведь именно чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8). Еще раз хочу сказать, что наша стратегическая цель — это не решение неких церковных инфраструктурных задач. Это изменение к лучшему духовной жизни нашего народа, которая уже сегодня значительно отличается от того, что было в прошлом. Но мы еще очень нуждаемся в духовном возрастании, дабы каждый из нас был способен сопротивляться искушениям и вызовам той непростой эпохи, в которую Господь судил нам жить.
Еще и еще раз хотел бы сердечно поблагодарить наш епископат за его единомыслие, единодушие. Только что закончилась очередная сессия Межсоборного присутствия. Буквально вчера, незадолго до вечерних празднеств, мы в течение значительного времени все вместе работали над очень важным церковным документом. Мы — это представители епископата, духовенства, монашествующих, мирян, мужчины и женщины. Нигде, ни в одной Церкви мира не проводится такой работы. Нигде епископат вместе с духовенством, монашествующими, мирянами, мужчинами и женщинами не обсуждает документы, которые, после утверждения Архиерейским Собором, станут основополагающими для жизни и деятельности нашей Церкви. И если кто-то нас упрекает в застое, консерватизме, в том, что одни епископы у нас что-то решают, а народ не у дел, — мы всем им отвечаем самой нашей жизнью. Не вступаем в полемику, а просто искренне радуемся тому, что значительный потенциал нашей Церкви, присущий и епископату, и духовенству, и монашествующим, и мирянам, мужчинам, женщинам, молодежи, сегодня работает для будущего нашей Святой Церкви, и мы, опираясь на соборную мудрость, принимаем документы, которым надлежит играть руководящую роль в развитии церковной жизни в предстоящие годы.
Прошло 11 лет, многое изменилось. Но, говоря о переменах, я хотел бы сказать, может быть, о чем-то очень личном. Конечно, все вокруг меня переменилось, но позвольте мне сказать, что и я очень переменился. То, что мне казалось простым в начале моего Патриаршего пути, сегодня таковым не кажется, и, напротив, то, что казалось невероятно трудным, вдруг силой благодати Божией оказалось таким легким, что задаю вопрос: а где же ты в этом процессе? Потому что Господь ведет свою Церковь так, что силой Святого Духа мы преодолеваем все трудности на нашем пути.
Поэтому моя молитва в 11-ю годовщину Патриаршего служения, в первую очередь, о Церкви нашей, чтобы Господь сохранял ее в единстве, епископат, духовенство и народ — в единомыслии. Чтобы народ наш укреплялся в вере православной, становился способным энергично противостоять явлениям века сего, которые несут угрозу для целостности человеческой личности, для сохранения нравственного и духовного начала в человеке. И верим, что Господь по молитвам всех вас, мои дорогие, по молитвам Церкви, наипаче же по молитвам Церкви торжествующей, то есть той, что на небе, поможет и нам достойно продолжать наше жизненное странствие, наше паломничество к той цели, которая относится уже не к жизни земной, но к жизни будущего века. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси