1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее воскресенье, последнее перед Великим постом, посвящено событию, которое свершилось в самом начале человеческой истории, когда Адам был изгнан из рая. Это событие в корне изменило течение человеческой жизни. А что же произошло? Адам, призванный жить в раю в общении с Богом, отказался от пребывания с Ним, нарушив одну-единственную заповедь. Не семь, не десять, не сорок, не сто, а лишь одну — заповедь о послушании Богу. Мы знаем, что он нарушил эту заповедь, вкусив плод от запретного древа, и нельзя сказать, что несознательно. Ведь нашел он слова в свое оправдание, когда Бог предъявил ему факт нарушения заповеди, а значит, совершенное Адамом не было совершено по неведению, — он и разумом, и волей участвовал в нарушении Божественной заповеди. Он вкусил от запрещенного древа — древа познания добра и зла.
Не ведал несчастный Адам, что такое зло. Он знал только добро, потому что жил в общении с Богом, и поелику вкусил от этого древа в нарушение заповеди, то и был изгнан из рая в мир. Он не был отдан Богом в руки диавола — он просто был отправлен в мир как бы в научение: ты хотел познать, что такое добро и зло, а раз так, ты это узнаешь, потому что в мире есть и добро, и зло. А для того чтобы не было возврата в рай, поставил Господь у входа в него херувима, дабы Адам оставался там, где есть добро и зло. Так началась драматическая история человеческого рода, исполненного противоречий, конфликтов, трагедий, потому что добро и зло не могли сосуществовать мирно, они вошли в глубочайший конфликт, следствием которого стали войны, насилие и разного рода преступления против человека и окружающего мира.
История об изгнании Адама из рая помогает нам понять, что такое следование воле Божией. Господь не наказывает нас, если мы не следуем Его воле, потому что мы свободны и можем свободно избирать свой жизненный путь, свободно выбирать между добром и злом. Если мы избрали зло, то Бог не наказывает, но Он отдает нас в руки зла, то есть в руки той силы, которой мы невольно послужили, совершая зло в своей жизни. Тогда человек, преданный самому себе, входит в тяжелейшие жизненные обстоятельства. Достаточно упомянуть самые страшные проявления человеческого зла: войны, насилие, нарушение справедливости. По мере развития цивилизации люди стали стремиться к тому, чтобы установить некую справедливость. Появились законы, появились суды, появилась юридически выраженное понимание, что есть добро и что зло, но при всех этих усилиях человеческого рода зло остается в мире, и трагедия присутствия зла в человеческой истории не пресекается — в масштабах планеты, масштабах жизни рода человеческого, любого отдельного народа и каждого из нас.
Почему же мы вспоминаем об изгнании Адама из рая накануне Великого поста? А потому что грех, который и был причиной этого изгнания, грех, который положил границу между человеком и Богом и сделал невозможным присутствие человека вблизи Бога, является некой неотвратимой силой. Грех — не физический катаклизм, который человек не может остановить, подобно землетрясениям, ураганам или наводнениям. Последствия греха человек может, по крайней мере, если не остановить тотально, то ограничить в рамках своей жизни.
Наверное, не могло быть более поучительного библейского повествования в канун Великого поста, чем повествование об изгнании Адама из рая. Перед нами открывается подвиг Четыредесятницы, поприще поста и молитвы, а ведь пост и молитва направлены именно на то, чтобы победить грех в самих себе. Понятно, что победить грех полностью невозможно, но можно максимально поставить под контроль свои мысли, свои чувства, свои отношения с людьми, с окружающим нас миром, чтобы по крайней мере четко фиксировать состояние греха и понимать, что в той или иной жизненной ситуации согрешил лично я. Осознание своего собственного греха — непременное условие его прощения, а поприще поста и молитвы и направлено на то, чтобы через воздержание, молитву и покаяние испросить у Господа прощение наших грехов.
Будем помнить о том, что является условием прощения наших грехов, что является условием благополучного и спасительного прохождения постного поприща. И да поможет нам Господь именно так пройти дни спасительной Четыредесятницы, чтобы подойти ко дню Светлого Христова Воскресения духовно обновленными, более сильными, с ясным пониманием того, что произошло в нашей душе и с чувством искреннего раскаяния пред Богом за все наши большие и малые прегрешения. Аминь.
С началом поприща Святой Четыредесятницы всех вас поздравляю!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси