Вечером 3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В течение Святой Четыредесятницы мы обращаем или, по крайней мере, должны обращать особое внимание на свое внутреннее состояние. И для того чтобы наш взор вовнутрь себя был зорким, чтобы мы могли подмечать не только хорошо известные нам грехи, но и греховные ошибки, которые совершаем в жизни, мы должны воспитывать в себе эту способность — видеть свои грехи.
Во время Великого поста мы используем особые средства к тому, чтобы изменить состояние души своей к лучшему. В первую очередь, это сам пост, воздержание не только от скоромной пищи, но и от той части нашей повседневности, к которой мы привыкаем, но которая несет в себе некие отрицательные сигналы, влияющие вредно на нашу душу. Это предполагает ограничение участия в разного рода развлечениях и вообще в том, что может как-то рассеять наше сознание, потому что не только пища и питие, но и влияние внешней среды могут быть весьма разрушительными по отношению к тому, что мы созидаем в течение Великого поста, работая над своим внутренним человеком.
Говоря о посте и молитве, о великих силах, способных повлиять на состояние нашей души, мы должны также обратить внимание на нечто очень важное, что является и способом, и средством изменения нашего духовного состояния. Этим средством является милосердие, то есть совершение добрых дел.
Не всякий говорящий «Господи, Господи» будет удостоен Царствия Божия (см. Мф. 7:21), и не каждый повторяющий слова молитв будет удостоен Царствия Божия, но только тот, кто ответит на призыв Господа творить дела милосердия. И это совершенно очевидно, потому что через дела милосердия, через добрые дела мы проявляем самих себя вовне. Именно в этом доброделании и является наша собственная правда, часто сокрытая от окружающих людей. Правда, нередко мы добрые дела совершаем так, чтобы видели другие. Но это уже не доброе дело, это лицемерие, которое было присуще ветхозаветным фарисеям и которое Господь сурово осуждал, потому что внешняя религиозность давала им некую защиту от критики со стороны. Они могли позволять себе нечто совсем не богоугодное, но, принося жертвы, расширяя воскрилия одежд, исполняя прочие внешние предписания, создавали для окружающих иллюзию своего благочестия.
Господь неоднократно обличал фарисеев. И одним из самых сильных обличений была фраза, взятая Им из пророка Осии: Милости хочу, а не жертвы (см. Мф. 9:13). Это была настолько радикальная фраза, что она не могла не задеть за живое большинство людей, потому что в сознании ветхозаветных верующих жертва была высшим проявлением религиозности. Казалось бы, ничто не могло быть выше, ведь Сам Господь повелел приносить Ему жертвы, и мы знаем, что первая жертва была принесена Авелем еще в самом начале жизни рода человеческого. И вдруг Спаситель поставляет жертву на второе место, а первое место уделяет милосердию. Действительно, это был вызов огромной силы, и, наверное, эти слова были особенно обличительны именно для фарисеев, которым даже настоящая жертва была не по плечу, важно было лишь укладываться в рамки существовавшего тогда обряда и создавать иллюзию благочестия. Но Господь отвергает такое благочестие словами Милости хочу, а не жертвы.
Эти слова и сегодня пронзительно звучат для всех нас. Иногда мы забываем о милости, у нас не хватает сил разделить с другими людьми их горе, их боль, проявить к ним заботу, просто совершить доброе дело. Но давайте спросим себя, как часто мы эти дела совершаем. Разве мы можем соотнести по месту в нашей жизни заботу о себе и заботу о других? Как тщательно мы заботимся о себе! Мы постоянно ходим по магазинам, покупая не только самое необходимое для жизни, но и много ненужных вещей, — особенно те из нас, у кого есть средства. Мы погружаемся в суету этого мира, мы действительно поставляем самих себя в центр бытия и максимально обслуживаем свою похоть, жертвуя на это деньги, время и силы. Где же здесь милость, которая выше жертвы?
Призыв Господа быть милосердными — это самый сильный призыв, потому что милосердие, а не жертва открывает перед нами двери Царствия Небесного. Мы должны постоянно помнить слова Господа: будьте милосердны, как Отец ваш милосерден есть (см. Лк. 6:36). И да поможет нам Господь соединить молитву и пост с милосердием, не откладывая совершение добрых дел ни на следующий год, ни на какое другое время. Совершать добрые дела надо прямо сейчас — достаточно только посмотреть вокруг себя и увидеть, как много людей нуждаются в нашем милосердии. Иногда в материальной помощи, потому что даже небольшая лепта помогает некоторым решить какие-то очень и очень большие проблемы. Милосердие проявляется и в добром слове, и в соучастии, и в поддержке, и как все это изменяет человеческую жизнь к лучшему! От совершения дел милосердия приходит благодать Божия не только в сердца тех, кому милосердие адресовано, но в первую очередь тех, кто дела милосердия совершает. Будем помнить, что средствами спасения, предлагаемыми нам для правильного прохождения постного поприща, являются пост, молитва и милосердие. Совершая одно и другое, не будем забывать о последнем, которое в очах Божиих является не последним, а первым, потому что именно о делах милосердия, как свидетельствует о том Евангелие (Мф. 25:31-46), спросит нас Господь на последнем Страшном Суде, на котором и будет определена вся последующая вечная жизнь каждого из нас. И да поможет нам Господь обратить наши молитвы и труды на постном поприще в первую очередь в добрые дела, дабы, исполняя заповеди Божии, сподобиться оправдания в этой жизни, наипаче же в конце истории, когда все будем судимы и когда перед нами откроются врата вечности. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси