Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Ответы на вопросы в ходе вебинара, посвященного ошибкам в уставных документах православных общеобразовательных организаций

Ответы на вопросы в ходе вебинара, посвященного ошибкам в уставных документах православных общеобразовательных организаций
Версия для печати
21 мая 2020 г. 10:11

8 апреля 2020 года специалисты Синодального отдела религиозного образования и катехизации Вячеслав Матвеев и Алексей Федоров провели вебинар на тему «Ошибки в уставных документах православных образовательных организаций (по итогам конфессиональной аттестации). Рекомендации».

Вопрос: Нельзя ли в уставе сделать отсылку только на документ, регламентирующий полномочия коллегиального органа? Или стоит прописать полностью?

Ответ (Алексей Федоров): В соответствии с действующим законодательством мы должны указать не только наличие этого коллегиального органа, но и сроки его полномочий, его компетенцию, права и обязанности, порядок избрания. Также обозначить, каким образом принимаются решения этого коллегиального органа. Это императивные требования Федерального закона «Об образовании в РФ». Вы можете также указать, что среди локальных нормативных актов у вас есть положения об этом коллегиальном органе, где более подробно все будет расписано. 

Вопрос: Может ли претендовать на получение конфессионального представления только структурное подразделение организации?

Ответ (Алексей Федоров): Структурное подразделение образовательных учреждений, в том числе филиалы и представительства, в соответствии с действующим законодательством не являются отдельными юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положений соответствующих структур и подразделений. Осуществление образовательной деятельности в представительстве и филиале образовательной организации происходит на основании устава образовательного учреждения, то есть отдельный филиал конфессиональную аттестацию пройти не может. Мы проверяем полностью весь пакет документов на образовательное учреждение, также на его филиал или по структурным подразделениям и представительствам.

Вопрос: Может ли быть коллегиальным органом только общее собрание коллектива, не педагогический совет?

Ответ (Алексей Федоров): Императивным требованием Федерального закона «Об образовании в РФ» является наличие у образовательных учреждений таких коллегиальных органов, как общее собрание работников и педагогический совет. Педагогический совет как орган управления должен быть обязательно. Подменять и взаимоисключать эти два понятия мы не можем. Это абсолютно два разных органа, состав участников которых сильно разнится.

В общее собрание работников могут быть включены сотрудники, не осуществляющие образовательную деятельность. Педагогический совет — это именно коллегиальный орган управления, создающийся из сотрудников, которые непосредственно оказывают педагогические услуги. Не нужно путать единоличный исполнительный орган и коллегиальный орган. Единоличным исполнительным органом всегда является директор.

Вопрос: Правильно ли называется наша гимназия — «Общеобразовательная автономная некоммерческая организация»?

Ответ: Ситуация проста. Если мы говорим об одном учредителе, которым является юридическое лицо, то есть, как правило, местная религиозная организация или епархия, то в этом случае у нас образовательное учреждение будет в форме частного общеобразовательного учреждения. Если мы говорим о случае, когда учредитель — физическое лицо или учредителей два и более, то речь идет об автономной некоммерческой организации. Здесь действует положение закона «О некоммерческих организациях». Один учредитель — юридическое лицо — значит ЧОУ, если учредитель — физическое лицо, либо два и более учредителей (физические или юридические лица), то — АНО. Поэтому наименование вашей образовательной организации верное, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Вопрос: О выдаче документов по окончании ЧОУ. Для учащихся и их родителей важно, получат ли они такой же документ, как в государственных школах? 

Ответ: Все школы: и государственные, и муниципальные, в том числе и частные, — выдают документ установленного образца, он же именуются аттестатом. В уставе необходимо указать, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ об образовании, образец которого самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

Дополнения специалистов СОРОиК: 

Алексей Федоров: К сожалению, многие путают до сих пор, что такое выписка из единого государственного реестра юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ) и лист записи. Выписка получается в режиме онлайн на сайте www.egrul.nalog.ru. Выписка — это документ, содержащий все сведения о вашем юридическом лице: о нахождении, составе учредителей, о последних изменениях и т.д. Лист записи — это документ, подтверждающий лишь внесение определенных изменений.

Вячеслав Матвеев: У меня есть дополнение относительно распоряжения о назначении духовного попечителя. Часто соискатели забывают приложить указ или распоряжение о назначении духовного попечителя. Этот документ, как и остальные, должен быть заверен надлежащим образом. В связи с церковной реформой возникают ситуации, когда при создании митрополии образовательная организация оказывается на канонической территории другого епархиального архиерея. В этом случае необходимо обновить указ/распоряжение о назначении духовника, для чего за подписью директора школы направляется соответствующий рапорт на имя епархиального архиерея.

Вячеслав Матвеев: Информационные ресурсы наших школ в подавляющем большинстве случаев находятся в неудовлетворительном состоянии. Это связано не столько с отсутствием каких-либо документов, сколько с их актуальностью. Во время экспертизы ваших основных образовательных программ, правоустанавливающих документов, мы видим, что на ваших сайтах выложены устаревшие документы, что, конечно, недопустимо. Есть определенные требования законодательства к информационным ресурсам образовательных организаций. Публикуйте незамедлительно документы, локальные акты, которые вы принимаете в образовательных организациях, на ваших информационных ресурсах. Должна быть актуальная информация по основным сведениям: мы знаем, что бывает смена руководства, членов администрации, преподавателей, духовных попечителей. Фактический адрес, электронная почта, телефоны — всегда должны быть актуальными на текущий момент. Будьте к этому внимательны! Это упрощает наше с вами общение и взаимодействие.

Вячеслав Матвеев: Все документы, поступившие для продления или получения конфессионального получения, будут выданы. Сейчас, с введением особого режима по Москве, сотрудники СОРОиК соблюдают дистанционный режим работы, все решения принимаются дистанционно. Однако документы, которые будут отсылаться в епархии, будут в скором времени оформлены, однако по точным срокам я вас скорректировать не могу. У меня единственная просьба к коллегам в регионах, у которых соответственно связь с управлениями образования, с министерствами или департаментами образования: немного отсрочить подачу документов на лицензирование или аккредитацию до тех пор, пока вы не получите конфессиональное представление.

В отделе существует практика выдачи справок по месту требования, но только в тех случаях, когда отложить подачу документов на лицензию или аккредитацию невозможно. Обычно для органов управления образования этого бывает достаточно. Если в подобной справке есть крайняя необходимость, обращайтесь на официальный адрес СОРОиК otdelro@otdelro.ru.

«Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю 20-летия основания Института теологии БГУ

В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школе

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

В Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской Церкви

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил книгу об истории церковно-приходских школ Российской империи

Состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей с Президентом Сербии

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Египта с 70-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Митрополит Симферопольский Тихон награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в межрелигиозном форуме в Узбекистане

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков