Вечером 1 марта, накануне Великого Поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя вечерню с чином прощения. По окончании богослужения Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшним богослужением мы начинаем поприще Великого Поста. И начинаем его мы с Чина прощения. Через прощение, полученное от ближних своих, мы освобождаемся от греха, который по отношению к этим ближним совершаем. Собственно говоря, во многом духовная жизнь человека и заключается в том, чтобы преодолевать грех.
Еще совсем недавно понятие греха было общим для всех людей. Люди знали, что хорошо, а что плохо, знали потому, что сердцем, совестью чувствовали и умом осознавали: что правильно, а что ложно, что греховно, а что свято.
Опасность переживаемого нами времени заключается в том, что из сознания вытесняется понятие греха. Еще несколько сотен лет тому назад стали появляться философские течения и учения, которые утверждали, что человек рождается светлым и чистым, и приходит в этот мир совершенным. И задача воспитания заключается в том, чтобы не мешать раскрытию внутренних сил человека. Все в нем хорошо и все прекрасно.
Развитие этой опасной мысли позже, уже в нашем ХХ веке, стало приводить людей к убеждению в том, что вообще никакого греха не существует. Человек призван сам определить, что для него хорошо, а что плохо. И никакие якобы внешние авторитеты не должны диктовать ему то, что касается его внутренней нравственной жизни.
И постепенно вместо понятия добра и зла, вместо вытесняемого представления о грехе насаждается убеждение в том, что каждый человек себе хозяин, что он — мерило добра и зла. И если он совершает нечто греховное, но сам таковым это деяние не считает, то и деяние перестает быть для него грехом.
Конец человеческой истории — пришествие в мир антихриста — связано с понятием зла, с исчезновение добра. Еще совсем недавно было трудно себе представить, как люди смогу принять антихриста, несущего зло и проповедующего зло. Как можно вообще согласиться со злом, неправдой, ложью? Но если опасные заблуждения нашего сегодняшнего дня, которые вытесняют понятие греха из нашей жизни, которые стирают грань между добром и злом, будут нарастать, то без всяких трудностей в какой-то момент люди будут абсолютно уверены, что зло есть добро, а добро — зло. Это трудно себе представить, особенно людям церковным, но то, о чем мы сейчас говорим, уже является достоянием современного человека. Понятие греха исчезает из жизни.
Мне однажды пришлось исповедовать одного человека. Ученого, образованного, воспитанного, культурного человека, который прожил до семидесяти с лишним лет и никогда не исповедовался. И когда я его спросил, в чем он грешен, он поднял на меня полные удивления глаза и сказал: «Я ни в чем не грешен, я никогда не совершал греха». И это была не ложь, это было глубочайшее заблуждение этого человека, в сознании которого грех не существовал. А существовала только его собственная правда и его понимание добра и зла.
Задача, которая стоит перед всеми, кто вступает в Великий Пост с серьезными намерениями, с желанием освободиться от греха — очень важная — в том, чтобы мы научились видеть свой собственный грех. Если человек раскаивается перед Богом, если он способен попросить прощения у Бога и у ближних своих, то это означает, что в сознании такого человека присутствует понятие греха, такой человек знает, что есть грех. И это уже является важным свидетельством состояния души человека. Даже если такой человек совершает грехи, но сознает, что то, что он делает, является греховным, то есть надежда на спасение и на очищение.
Мы знаем, как нередко бывает трудно попросить друг у друга прощения. Сегодняшний день есть как бы экзамен для каждого из нас. Если мы подходим к человеку и просим прощения, сами не зная за что, в силу некоего обычая, обряда, то как просто сказать человеку, с которым никогда не ссорился — «прости меня Христа ради». Вот сегодня ко мне в алтаре подошел один батюшка и говорит: «Простите меня». А я ему с легкостью отвечаю: «Бог простит». Потому что ни он мне ничего плохого не сделал, ни я ему. Как бы обменялись добрыми приветствиями.
Но каждый знает, как тяжело подойти к человеку, с которым находишься в реальном конфликте, особенно когда чувствуешь, что тот человек пред тобой согрешил. Когда сознаешь некую свою правду, когда его винишь в конфликте. Как же невероятно трудно преклонить колено перед таким человеком! Но нужно помнить — чем тяжелее преклонить колено, тем больше причин это сделать, потому что этим преклонением мы прикасаемся к некому духовному нерву, затрагиваем нечто существенное в своей жизни. И если, несмотря на сопротивление, которое проистекает от нашей гордости, мы все-таки раскаиваемся перед ближним, то делаем очень важный первый шаг, который свидетельствует о том, что мы не утратили способность различать добро и зло, что мы не утратили понятие греха, что грех уязвляет нашу совесть. А пока грех будет уязвлять нашу совесть — будет и надежда на спасение, потому что с уязвленной совестью жить очень тяжело. Когда угрызает нас совесть, то мы желаем освободиться от этого состояния. И если мы освобождаемся от этого состояния, не через самоуспокоение, не через духовное убаюкивание самого себя, а через прощение и покаяние, то это означает реальный шаг на пути духовной жизни.
Церковь не случайно предлагает нам испросить прощения друг перед другом именно в начале великопостного поприща. С одной стороны, это как бы экзамен состояния нашей души и состояния наших умов, а с другой — первое испытание, которое нужно пройти для того, чтобы с чистой совестью стать на путь освобождения от греха.
Сегодня мы совершим чин прощения здесь, в храме. А придя домой, попросите прощения у своих родных, близких, может быть, и у своих соседей, а завтра — у своих сослуживцев, особенно у тех, с кем поссорились. И даже если человек не поймет, что вы делаете, не стесняйтесь. Если спросит смысл происходящего — ответьте ему, объясните смысл своим словами и скажите, что без взаимного прощения нет очищения души.
Я думаю то, что Прощеное воскресенье снова возвращается в нашу общественную жизнь; это важное событие духовной жизни, которое свидетельствует о многом, и в первую очередь о том, что все эти новомодные представления о нравственности, которые, в конце концов, всякую нравственность разрушают, не порабощают сердце нашего народа. И пока будет так, у нас всегда будет надежда на спасение и на возрождение нашей личной, семейной, общественной и государственной жизни.
С прощения мы начинаем подвиг святой Четыредесятницы, с прощения мы начинаем путь духовного возрождения. И да поможет нам Господь совершить этот первый шаг во славу Его и себе во спасение. Аминь.