В первый день Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в Свято-Даниловом монастыре утреню, часы и вечерню. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к молящимся с Первосвятительским словом.
Отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю Вас с началом святой Четыредесятницы!
Эти святые дни мы должны посвятить тому, чтобы преодолевать в себе тяготение греха. Это тяготение заложено диаволом в испорченную человеческую природу через грехопадение первых людей. Апостол Павел ясно говорит: «То делаю не то что хочу, а то делаю чего не хочу делать». Но ответственность за это тяготение ко греху лежит не только на первых людях. Грех был искуплен Жертвой Спасителя, и на нас не распространяется вина за тот грех, но мы многократно повторяем грехи, творим свои собственные грехи и тем самым повторяем грех первых людей.
Для того, чтобы борьба с грехом была успешной, мы должны ясно понимать, что из себя представляет грех. Когда мы согрешаем, мы совершаем нечто противное Божией воле. Мы как бы отказываемся от Бога. Сознательно это не происходит, мы остаемся людьми верующими, мы в Господа верим, но если мы отказываемся совершать Его волю, то отказываемся от Него. Мы вытесняем Бога своими мыслями, словами, делами. Конечно, мы этого не хотим, но делаем это всякий раз, когда совершаем грех.
А что происходит, когда мы Бога вытесняем в сторону? Кто заменяет место Бога в нашей жизни? Место Бога в нашей жизни мы занимаем сами. И не Бог, а собственное «я» становится в центре человеческой жизни, и если не остановить это опасное движение в нашей внутренней, духовной жизни, то Бог окажется где-то далеко на периферии нашей жизни. В лучшем случае мы будем о Нем вспоминать в воскресный день, в праздники. А иногда не вспоминаем даже и в эти дни, и, именуя себя верующими людьми, ведем себя так, как будто Бога не существует. Первые люди согрешили, но желание вернуться в общение с Богом не оставляло древний народ, и мы знаем, что Господь дает обетование Аврааму, Он призывает его сделать нечто обратное тому, что совершил Адам. Если Адам не поверил Господу, если он отказался от обетований, не послушался Божиего закона, то Авраам услышал призыв поверить в Божие обетование. Господь обещал Аврааму в ответ на его веру дать большое потомство, умножить его как песок. Господь испытывает веру Авраама, Он посылает его из родного Ура Халдейского в далекую землю, и он идет, в точности не зная зачем. Он забирает с собой всех родных, близких, скот и все, что имеет, и предпринимает это опасное путешествие по пустыне, влекомый только одним желанием — быть верным Богу. А затем, когда Господь призывает его принести в жертву единственного сына, он и здесь не останавливается, но свидетельствует о верности Господу и возносит нож, чтобы заколоть сына в жертву Богу. Мы знаем, что Господь по милости Своей не допустил этого сыноубийства, остановил руку Авраама, но дал ему великое благословение за верность, за то, что он обратился к Богу.
Обращение — очень важный момент религиозной жизни человека. Во грехе мы от Бога отступаем; если же за совершенным грехом наступает обращение к Богу, то мы восстанавливаем утраченную позицию. Мы сохраняем в себе силы общения с Богом. Что же находится внутри этого обращения? Просто желание быть с Господом или нечто большее? История избранного израильского народа свидетельствует, что пророки, которые обращались к народу с призывом обратиться к Богу, всегда сопровождали этот призыв призывом к покаянию. Иоанн крестил крещением покаяния. Иоанн Предтеча — пророк; его проповедь, как и проповедь всех других ветхозаветных пророков, содержала в себе этот призыв к покаянию. Когда же пришел Господь, то и Его первые слова, когда Он вышел на служение, заключали в себе тот же самый призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».
В покаянии мы снова возвращаем Бога на свое место в нашей жизни, мы себя потесняем, уступая место Богу. А если не будем потеснять себя, то никогда не уйдем с этого центрального места, и Бог навсегда уйдет из нашей жизни как бы мы ни уверяли себя в том, что мы верующие люди.
Итак, мы должны помнить, что покаяние — это и есть обращение к Богу. Не может быть обращения без покаяния, а без обращения не может быть и возвращение Бога в нашу жизнь. Отказываясь от своего собственного «я», мы восстанавливаем тот порядок жизни, который Богу и было угодно учредить при творении мира и человека. В покаянии мы как бы воссоздаем Божий замысел о мире и человеке.
Вот почему покаяние есть одно из самых значимых измерений религиозной жизни человека. Нет покаяния — нет и религиозной жизни. И никакие самые мудрые религиозные философии, никакие самые распрекрасные слова не могут ничего изменить в жизни человека, если у него нет опыта покаяния. Святая Четыредесятница и дается нам для того, чтобы мы обрели этот опыт, особенно если он утрачен, особенно если наше покаяние становится формальным, привычным, некой рутиной: согрешил — покаялся, сказал батюшке формальные слова и ушел.
Подлинное покаяние требует перемены мыслей, изменения жизни. Недаром греческое слово «метанойя», которое переводится на русский словом «покаяние», означает перемену, перемену ума, сердца, жизни. Знаем, как трудно совершить эту перемену, как грех притягивает к себе, как многократно мы его повторяем. Но если за время святой Четыредесятницы мы сумеем победить через покаяние хотя бы один грех и одно греховное влечение, то уже одержим большую победу над собой. И конечно, Бог, видя наш труд, даст нам просимое.
Мы только что прочитали молитву на начало святой Четыредесятницы, в которой мы особенно просим Господа дать нам силу принести покаяние и плод достойный покаяния. Верим, что Господь слышит нашу молитву и по нашим усилиям даст просимое, дабы эти святые спасительные дни были подлинно спасительными для каждого из нас. Аминь.