Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю сыропустную после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю сыропустную после Литургии в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
14 марта 2021 г. 15:39

14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день исполнилось 45 лет служения в архиерейском сане Его Святейшества. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий!

Сердечно благодарю Вас за добрые слова, которые Вы сказали и от себя, и от всех членов Священного Синода. Слагаю все это в моем сердце — именно в таких добрых словах я черпаю силу, когда обстоятельства становятся очень непростыми и требуется принимать сложные, а порой и судьбоносные решения. Потому что понимаю: мои немощные руки, мой разум, мои физические и духовные силы зависят не столько от того, насколько мой организм физически способен справляться с этими нагрузками, но в первую очередь от того, насколько сила Божия споспешествует во всех делах. И то, что я говорю сейчас, — не от книжности, не пересказы других людей; это проистекает из моего личного жизненного опыта, и я с радостью готов им делиться со всеми.

Замечательные слова из Послания апостола Павла к Филиппийцам: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13). Если ограничиться только первой частью этой фразы — «все могу», то это была бы декларация лжеименного человеческого знания, декларация человекобожия, декларация тех, кто считает, что высочайшей ценностью является человек, его жизнь, и нет больше ничего, с чем следовало бы считаться. Но эти слова никогда не стали бы частью Священного Писания, неся в себе лишь часть правды об огромных возможностях человека — его разума, его физических и духовных сил. Поэтому эти слова восполняются Божественным смыслом: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе, то есть могу все, если со мной Бог.

Этим христианское послание отличается от человеческого, от того, что совершенно несправедливо, на мой взгляд, называют гуманистическим взглядом на жизнь. Слова святого апостола Павла все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе наполнены не человеческой мудростью, но мудростью Божественной.

Что же это означает? Каков смысл этих слов? Господь дал человеку огромные силы — силу разума, силу воли, силу чувств. Природа человека способна на очень многое; однако если бы эта природа не вдохновлялась Божественной силой, если бы человек не оплодотворялся Божественной благодатью, то утверждение «все могу» повисало бы в безнадежном отсутствии реальных доказательств этих слов. Но когда мы слышим слова апостола все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе, то становится ясно: человек действительно может все, когда он вместе с Богом, когда его разум, его физические и духовные силы поддерживаются силой Божественной благодати.

А почему я говорю об этом сегодня, в день 45-летия своей архиерейской хиротонии? Не только потому, что эти слова удивительным образом соответствуют сегодняшнему дню, но в первую очередь потому, что на опыте своей жизни, в том числе на 45-летнем опыте архиерейского служения, могу уже не только повторить слова Священного Писания, но и от себя сказать: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Хотя моя жизнь и мое служение начались после Великой Отечественной войны и я, как и большинство здесь стоящих, принадлежу к поколению, не знавшему страха войны, тем не менее нельзя сказать, чтобы это были очень простые годы. Всякое было. Было благополучное (конечно, относительно благополучное) для Церкви время, начиная с 1945-го или 1946 года и до года 1955-го. Потом потихоньку начались заморозки, ударившие лютой стужей по церковному организму в 60-х годах — новым, страшным гонением, которое вошло в историю Церкви как хрущевское гонение, когда одержимый совершенно безумными мыслями государственный лидер решил, что к 1980 году не должно остаться никаких следов религиозности в нашем народе. Он грозился показать последнего священника по телевизору, потому что в 1980 году — люди моего поколения хорошо помнят, даже плакаты такие в школах висели, — нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. А при коммунизме не может быть никакой веры.

Все это я говорю к тому, что даже на примере жизни одного человека можно свидетельствовать о величайшей милости Божией, о том, что Господь в нас и вместе с нами проходит наш жизненный путь и никакие бесовские силы, никакая власть неспособны победить Бога, то есть поставить непроходимое средостение между Богом и человеком. Вот почему слова апостола Павла все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе наполняют нас твердой убежденностью в том, что если Бог с нами, то ничто не может нас победить.

Действительно, годы моего архиерейского служения не совпали со временем кровавых гонений, но это были трудные годы, и бороться нужно было буквально на каждом шагу. Еще будучи ректором тогдашних Ленинградских духовных школ, я должен был бороться — с риском если не для жизни, то, несомненно, с риском для своего положения — за каждого студента, точнее, за каждого абитуриента, который подавал прошение о поступлении. Никто не мог быть принят без согласия власти, а если бы такое произошло, то несчастный студент все равно никогда бы не получил ленинградской прописки и не смог бы учиться. Поэтому волей или неволей надо было согласовывать каждого абитуриента и доказывать тогдашним властям, что этого человека надо принять. Это был тяжелейший опыт борьбы за каждую человеческую душу, за каждого, кто хотел вступить на путь служения Господу, но я благодарю Бога за то, что Он провел меня через этот опыт.

Конечно, сегодня мы живем в совершенно иных условиях, и нынешнее поколение духовенства, как и большинство верующих, не помнит тех времен, но Церковь является хранительницей памяти, и это очень важно, потому что из памяти вырастает опыт, а из опыта — мудрость. Наша Церковь, которая сегодня находится в совершенно иных, очень благоприятных условиях, никогда не должна забывать опыт предыдущих поколений, опыт борьбы Церкви Русской за каждую человеческую душу. Именно поэтому память о моей архиерейской хиротонии для меня сопрягается с памятью о всем том, что было связано с сохранением и укреплением веры православной в жизни нашего народа.

Я благодарю всех своих наставников, своих благочестивых родителей, дедушку и бабушку. Мой дед был исповедником, прошел десятки тюрем и ссылок только за то, что боролся против обновленчества, тогдашнего раскола, инспирированного властью; за то, что бескомпромиссно отстаивал свою личную веру и вообще право русского человека оставаться православным. С благодарностью вспоминаю благочестивых родителей — протоиерея Михаила и матушку Раису, которые воспитали меня и всех детей в глубокой вере, в доверии Господу, в готовности и в желании служить Ему. Особенно вспоминаю в этот день приснопамятного митрополита Никодима, моего учителя, который не только сделал очень многое для того, чтобы укрепить мою веру и мое желание служить Церкви, но и приложил немало усилий к тому, чтобы это служение было направлено на последовательное утверждение веры в сердцах наших людей. Потому испытываю особое чувство благодарности к моему духовному наставнику, совершенно несправедливо оклеветанному, — к счастью, осталась безрезультатной попытка вычеркнуть его из числа подлинных исповедников веры православной в советское время. Благодарю покойного владыку митрополита Никодима и верю, что он сегодня пред Господом и молится и за меня, недостойного, и за многих, в сердцах которых он посеял веру православную в тяжелейшие годины искушений и гонений. Вспоминаю многих добрых людей, с которыми встречался на жизненном пути, — это были светские люди, представители тогдашней ленинградской, точнее сказать, еще петербургской интеллигенции, люди верующие, благочестивые, хорошо образованные, которые, конечно, также оказали влияние на мою душу.

Благодарю не только тех, кто был в прошлом, но и тех, кто в настоящее время остается со мной, — членов Священного Синода, моих единомышленников, которые поддерживают мои инициативы и начинания и своим единомыслием в значительной степени определяют сегодня единство всей нашей Церкви. Сердечно благодарю епископат и клир города Москвы и, конечно, всех вас, мои дорогие, за вашу любовь и за вашу молитву. Прошу и впредь не оставлять меня, недостойного, в своих молитвах, потому что только опираясь на силу Божию, как уже было сказано сегодня, можно совершать те дела, к которым призывает каждого архипастыря Господь, поставляя его на свешницу совершенно особого служения Церкви и людям.

В завершение хотел бы сказать, что время, в которое мы живем, внешне благополучное, тоже исполнено многих опасностей, и нужно иметь достаточно острое духовное зрение, чтобы видеть опасности, которые происходят не столько в стране нашей, сколько во всем мире. Совершенно очевидно, что вера в Господа и Спасителя является действительно преградой для наступления антихриста, для наступления последних времен, связанных с господством зла. А потому все те, кто борется, защищая веру, защищая Божию правду, вступают на поле брани с темными силами зла. Но Господь учит нас, чтобы не устрашалось сердце наше, чтобы мы, с упованием на Его помощь, на Его благую совершенную волю, укрепляясь верой, совершали то, что должны совершать как православные христиане и в своей личной, и в общественной жизни. А покуда будет так, Господь непременно будет приклонять милость Свою и к Церкви нашей, и к народу нашему.

Еще раз всех вас сердечно благодарю за ваши молитвы и за вашу духовную поддержку. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы