Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
22 мая 2021 г. 16:13

22 мая 2021 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем святителя и чудотворца Николая в связи с событием, которое на Востоке вообще-то оплакивалось, но в Русской Церкви обрело такой смысл и такое значение, что легло в основу одного из самых любимых народных праздников. Речь идет о перенесении мощей святителя Николая из Византии на запад, в итальянский город Бари.

Мощи святителя Николая были похищены и вывезены в Бари. Так почему же мы прославляем этот день — причем прославляем только мы, русские православные люди, потому что такого праздника нет в календаре греческих Православных Церквей? Думаю, неслучайно, прежде всего потому, что через это перемещение мощей святителя Николая они оказались спасены от множества других страшных политических пертурбаций, от разорения, которое принесло землям на Востоке столкновение с исламским миром. Вообще, трудно представить, что могло бы произойти с этой святыней, если бы они не были перемещены, несомненно по воле Божией, с Востока в град Барский. И мы, с полным осознанием того, что это событие спасло для нас, для всей Вселенской Церкви мощи святителя Николая, прославляем его святое имя, особенно в этот почитаемый нами день. Святитель Николай настолько почитаем на Руси, что если зайти в дом православного человека, то в красном углу, как в старые времена, так и сегодня, непременно будут Спаситель, Божия Матерь и святитель Николай, как первый среди почитаемых в нашей земле святых.

А почему вообще почитаются святые? Ответ на этот вопрос заключается не только в том, что мы близко к сердцу воспринимаем предание, традицию, передачу из поколения в поколение ценностной информации, особенно той, которая относится к духовной жизни, но еще и в том, что святые угодники Божии открывают для нас самое загадочное и скрытое — участь человека после его смерти. Святые угодники являются через чудеса, чтобы еще и еще раз сказать нам: «Мы не умерли, мы живы! И не просто живы, но находимся там, где Бог совсем рядом, и можем вам, людям земли, живущим в каждодневных трудностях и заботах, помочь так, как не поможет никто — ни родственник, ни знакомый, ни друг, ни тот, кто имеет власть и силу на этой земле, — потому что мы рядом с Господом и молимся о вас Творцу неба и земли». Мы почитаем имена святых угодников именно потому, что и в райских обителях они не перестают быть нашими братьями и сестрами по вере, которым небезразлична наша земная жизнь. И они помогают нам своим ходатайством пред лицом Божиим, ведь когда мы молимся перед их иконами, когда мы прославляем их имена, мы просим их нам помочь.

Святые угодники Божии, конечно, являются нашими ходатаями пред Богом, но есть еще что-то очень важное в их служении — они свидетельствуют о Божием Царстве, о том, что человеческая жизнь, источником которой является Божественное творческое начало, не заканчивается с гибелью физического организма, но мы, подобно им, будем пребывать в ином мире. Святые свидетельствуют о том, что они живы, что они из иного мира простирают к нам свою любовь и отвечают на наши молитвы. Помощь, проистекающая от святых угодников, есть величайшее свидетельство о вечности жизни, о Царствии Небесном, в котором пребывают те, кто получил прощение грехов и сподобился в это Царство войти. И святитель чудотворец Николай многими своими чудесами является для нас свидетелем вечной жизни и свидетелем реальности Божественного Царства, которое открывается людям после завершения их земной жизни.

Святые угодники Божии — это словно окошечко в будущую жизнь. Вспоминая их имена, молясь перед их иконами, мы должны просить их и о нашем земном, но также и о вечном, чтобы Господь простил наши грехи, чтобы Он, несмотря на наши слабости, заблуждения, предрассудки, дурные привычки, которые так часто нас терзают, открыл нам двери Царства, в котором пребывает святитель и чудотворец Николай, простирая к нам свою любовь и свою чудотворную силу. На всем этом и основывается наша непоколебимая вера в предстательство святых угодников Божиих и прославление их святых имен, как прославляем мы сегодня имя святителя и чудотворца Николая. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя