День празднования Собора святых Пензенской митрополии, 12 июня, появился в церковном календаре в 2021 году. Соответствующий документ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал в сентябре 2020 года. Впервые торжества в честь Собора Пензенских святых состоялись в Спасском кафедральном соборе г. Пензы. Божественную литургию возглавил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
Его Высокоперосвященству сослужили епископ Сердобский и Спасский Митрофан, многочисленные представители духовенства Пензенской митрополии во главе с митрофорным протоиереем Сергием Лоскутовым, настоятелем Успенского кафедрального собора г. Пензы, секретарем Пензенской епархии.
За литургией молились настоятельница Наровчатского Троице-Сканова женского монастыря игумения Иннокентия (Татаркина), настоятельница Троицкого женского монастыря г. Пензы игумения Александра (Макова), настоятельница Покровского женского монастыря на горе Шихан игумения Нимфодора (Свирко).
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Вадим Ершов.
По отпусте Литургии был совершен молебен всем святым, в земле Пензенской просиявшим.
В приветственном слове по окончании богослужения митрополит Серафим поздравил всех собравшихся с праздником Собора Пензенских святых и поблагодарил за участие в торжествах епископа Митрофана и всех присутствующих.
***
К праздничной дате была написана икона Собора святых Пензенской митрополии, освящение которой состоялось 11 июня во время всенощного бдения в Спасском соборе. Богослужение совершил митрополит Серафим. Икона выполнена пензенским иконописцем Сергеем Шалаевым в академическом стиле, для которого характерны точность рисунка, правильность пропорций фигур, реалистичные лики, фотографичность изображения, натуралистичные пейзажи, разнообразие и плавность цветовых переходов.
Об особенностях иконы Собора Пензенских святых рассказывает древлехранитель Пензенской епархии Евгений Белохвостиков: «По сложившейся иконографической традиции, в центре иконы Собора региональных святых располагается или главный храм города, или главная святыня. На иконе Собора Пензенских святых в центре композиции — Первохрам — Спасский кафедральный собор, над которым два ангела, парящие на облаках, держат главную святыню нашего края — Казанскую Пензенскую икону Божией Матери».
Святые, вошедшие в Собор Пензенских святых (21 человек), расположены в три ряда.
Первый ряд (слева направо): Августин (Беляев), архиепископ Калужский, священномученик; Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский, священномученик; Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский, святитель; Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский, священномученик; Феодор (Смирнов), епископ Пензенский, священномученик.
Второй ряд (слева направо): Николай Прозоров, пресвитер, священномученик; Феодор Каллистов, пресвитер, священномученик; Герасим (Сухов), преподобномученик; Пахомий (Ионов), преподобномученик; Иоанн Калинин, пресвитер, священноисповедник; Василий Смирнов, пресвитер, священномученик; Гавриил Архангельский, пресвитер, священномученик; Петр Покровский, пресвитер, священномученик.
Третий ряд (слева направо): Иоанн Паташев, Кочетовский, блаженный; Григорий Самарин, диакон, священномученик; Арефа Насонов, пресвитер, священномученик; Филарет Великанов, пресвитер, священномученик; Ева (Павлова), игумения, преподобномученица; Елена (Асташкина), преподобномученица; Гермогена (Кадомцева), преподобномученица; Агриппина Киселева, мученица.
В композиции иконы соблюдена симметричность, а расположение святых является логически выверенным.
В первом ряду расположены пять архиереев, по центру — святитель Иннокентий Пензенский, который возглавляет Собор Пензенских святых. Это первый пензенский святой и по времени жизни, и по времени канонизации. День его рождения стал днем празднования Собора Пензенских святых. По бокам от святителя Иннокентия располагаются епископы по старшинству. Рядом с архиепископ Иоанном Рижским двое священномучеников, которых он рукополагал в священный сан, — это Августин (Беляев), архиепископ Калужский (в первом ряду) и пресвитер Николай Прозоров (во втором ряду).
Во втором ряду — только святые в священном сане: пять священномучеников, два преподобномученика и один священноисповедник — Иоанн Оленевский.
В верхнем ряду — младшее священство, единственный диакон Григорий Самарин, три преподобномученицы, а по краям — двое мирян: слева — блаженный Иоанн Кочетовский, справа — мученица Агриппина Киселева.
Святые в священном сане написаны в богослужебных облачениях. Все монашествующие, кроме епископов, — в черных ризах. Мученики за веру — традиционно в красных ризах, с крестом в руках, символически указывающим на мученический подвиг святого и напоминающим о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.
Святитель Иннокентий написан в золотистом облачении с Евангелием в левой руке, символизирующим слово Божие, проповедником которого он был при жизни. Его правая рука сложена в благословляющем жесте — с таким жестом часто изображаются святые в священном сане. Во время своей земной жизни они каждый день благословляли этим жестом верующих, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.
Этот жест виден и у священноисповедника Иоанна Оленевского (Калинина), который написан в зеленых одеждах. И это тоже неслучайно — святой изображен в том облачении, которое у него было при жизни. Его зеленые ризы сохранились до нашего времени.
В нижней части иконы под ногами святых видна брусчатка перед Первохрамом Пензы, которая снизу вверх постепенно теряет четкость линий и переходит в золотой фон, символизирующий славу Небесной торжествующей Церкви. Таким образом удалось воплотить реализм академического стиля и одновременно символически показать переход от земного мира к горнему.
При работе над иконой не обошлось и без трудностей, вызванных частичным отсутствием фактического материала. «Особая трудность состояла в том, что у некоторых святых до сегодняшнего дня нет икон, как, например, у мученицы Агриппины Киселевой. У кого-то из святых есть иконы, но нет фотографий, то есть их иконы когда-то были написаны просто по наитию, — говорит Евгений Белохвостиков. — А нам нужно было максимально достоверное, реалистичное изображение ликов святых. Правда, иногда приходилось идти на компромисс. Так, до сих пор не найдено ни одного фото священномученика Василия Смирнова, но есть фотография его брата протоиерея Николая Смирнова, которую в итоге пришлось принять за основу портрета святого. Тем не менее, написать лики святых даже с существующих фотографических изображений — уже большой труд, который был проделан за относительно небольшой срок: с момента утверждения празднования Собора Пензенских святых до завершения работы над образом прошло почти девять месяцев».
По образцу этой иконы будут изготовлены иконы Собора святых Пензенской митрополии для всех пензенских храмов.
По материалам Пензенской епархии
Патриархия.ru