11 марта в Софии состоялось рабочее совещание представителей Поместных Православных Церквей, посвященное рассмотрению юридических и канонических вопросов, связанных с решением Европейского суда по правам человека от 16 декабря 2008 года. В этом решении суд обвинил власти Болгарии в нарушении 9 статьи Европейской конвенции о защите прав человека и фактически поддержал болгарских раскольников «митрополита» Иннокентия.
Участники совещания приняли следующее заявление:
1. Единство Болгарской Православной Церкви и каноничность Святейшего Синода и Его Святейшества Болгарского Патриарха Максима несомненны с точки зрения канонического права и Вселенского Православия. Заявляем, что БПЦ была, есть и будет Единой. Существовавший с 1992 по 1998 г. раскол в БПЦ преодолен решениями проведенного в Софии Святого Расширенного Надъюрисдикционного Всеправославного Собора от 30.09-01.10.1998 г., принятыми на основе священных канонов Православной Церкви. Решения этого Собора являются авторитетным и канонически обязательным для православных христиан актом, посредством которого окончательно прекращен болезненный раскол в БПЦ. Для лиц, поставивших себя вне Единства Церкви, есть возможность вернуться в нее через покаяние.
2. Возникает вопрос: почему этот акт Собора не был рассмотрен и учтен при рассмотрении случая Судом по правам человека в Страсбурге — обстоятельство, повлиявшее на его конечное решение? Ввиду наличия этого авторитетного и обязательного решения Собора, прекращающего раскол в БПЦ, неосновательно утверждать, что болгарское государство вмешалось, не имея на то оснований, включительно законодательным образом, во внутренние дела БПЦ.
З. Согласно принципам и практике Суда религиозная свобода включает уважение автономного права каждого вероисповедания. В случае Православной Церкви речь идет о каноническом праве.
4. Вывод, сделанный Судом, что государство должно быть нейтральным по отношению к своей традиционной религии — восточноправославному вероисповеданию (ст. 13, п. 3 Конституции Республики Болгария), не является обязанностью, вытекающей из Европейской конвенции о правах человека и основных свободах. Закон о вероисповеданиях, принятый в 2002 г. Народным Собранием Республики Болгария, выражает болгарское национальное самосознание, не противореча вместе с тем европейской практике. Именно благодаря этому закону болгарское государство сумело преодолеть негативные последствия вмешательства во внутрицерковные дела; таким образом, была восстановлена справедливость по отношению к канонической Болгарской Православной Церкви.
5. Представители Поместных Православных Церквей призывают Правительство Республики Болгария защитить законные интересы БПЦ. Защищая БПЦ, государственные лидеры защитят также и идентичность болгарского народа, его веру и многовековую историю, его религиозную и культурную индивидуальность, его единство и солидарность. Основываясь на обстоятельственной части и мотивах решения Суда по правам человека в Страсбурге, участники считают, что существуют более чем солидные основания для его обжалования. Со своей стороны, Православные Церкви выражают готовность оказать лидерам Республики Болгария всю необходимую помощь, выражающуюся в советах и информации, а также войти в диалог с Советом Европы и Судом по правам человека в Страсбурге.
6. Участники совещания подчеркивают свое единодушие по этому вопросу и призывают болгарское государство предпринять необходимые шаги для обжалования решения в Большой палате Суда по правам человека в Страсбурге в связи с тем, что, по их мнению, Суд не располагал полной картиной фактов и аргументов при вынесении своего решения.
Православие.БГ/Патриархия.ru