Автор статьи — В.А. Кузнецов, корреспондент портала Отдела внешних церковных связей, кандидат политических наук, профессор Академии военных наук.
Внешняя деятельность Русской Православной Церкви, включающая сферу межправославных, межхристианских, межрелигиозных и международных отношений, характеризуется в настоящее время активной динамикой происходящих в ней процессов.
Теоретические и методологические аспекты внешней деятельности Русской Православной Церкви изложены в книгах, многочисленных статьях, докладах, выступлениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [1] (с 1989 по 2009 год — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата) и митрополита Волоколамского Илариона [2] (в настоящее время — председатель ОВЦС Московского Патриархата).
Кроме этого, внешняя деятельность Русской Православной Церкви рассматривалась, в частности, в научных исследованиях О.Л. Церпицкой [3], М.М. Мчедловой [4], П.И. Касаткина [5], А.В. Переяшкина [6].
Вышеуказанные исследования демонстрируют внимание научного сообщества к изучению спектра вопросов, связанных с рассматриваемой проблематикой. Однако ощущается нехватка комплексного анализа, посвященного организации внешней деятельности Русской Православной Церкви на современного этапе. Это, в свою очередь, обуславливает актуальность и новизну представляемой статьи.
Основная научная проблема заключается в необходимости анализа организации внешней деятельности Русской Православной Церкви как иерархически организованной и динамично развивающей системы, расширении представлений о направлениях этой деятельности в современном мире, организационно-управленческом механизме ее реализации, а также дальнейшей разработки теоретических и методологических основ для построения ее концептуальной модели.
Организационные аспекты внешней деятельности Русской Православной Церкви в настоящее время определяются:
во-первых, повышением роли религиозного фактора в общественном пространстве, в частности, в международных отношениях и мировой политике, а также значимостью взаимодействия таких институтов, как религиозные конфессии (в данном случае — Русская Православная Церковь) и государство;
во-вторых, появлением новых проблем, вопросов, тенденций, связанных с деятельностью Русской Православной Церкви в сфере международных отношений;
в-третьих, участием Русской Православной Церкви в осмыслении и решении многих современных проблем мирового сообщества;
в-четвертых, усилением взаимодействия традиционных религий России между собой в контексте новых вызовов и угроз, появляющихся в процессе развития международных отношений.
Специфика внешней церковной деятельности и ее относительная обособленность предполагает наличие соответствующего организационного механизма, главным предназначением которого является осуществление отношений Русской Православной Церкви с другими Поместными Православными Церквами и их представительствами на канонической территории Русской Православной Церкви, традиционными религиозными конфессиями России, религиозными конфессиями зарубежных стран, органами государственной власти России, определяющими и реализующими внешнюю политику, разнообразными международными организациями, высшими должностными лицами и ведомствами иностранных государств, осуществляющими внешнеполитическую деятельность, дипломатическими представительствами иностранных государств на территории России.
Наличие упомянутого выше механизма предполагает существование совокупности организационных, регулятивных, коммуникативных и функциональных составляющих, которые обеспечивают претворение в жизнь внешней деятельности Русской Православной Церкви.
Организация внешней деятельности Русской Православной Церкви представляет собой совокупность организационных форм реализации содержания внешней деятельности, отражающих упорядоченное устройство всех звеньев аппарата церковного управления и их согласованное взаимодействие.
Процесс организации внешней деятельности Русской Православной Церкви на современном этапе включает следующие основные аспекты:
- определение целей и задач внешней церковной деятельности;
- определение места и роли конкретных структур церковного аппарата управления в реализации планов внешней церковной деятельности;
- организацию аппарата деятельности (органов и организаций, участвующих в реализации внешней церковной деятельности, определение их функций);
- организацию управления внешней церковной деятельности в интересах повышения эффективности и оптимальности действий Русской Православной Церкви по достижению поставленных целей и задач.
Цели и задачи внешней церковной деятельности в настоящее время наиболее четко и полно определены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в его Обращении по случаю 75-летия Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
В данном Обращении Предстоятель Русской Православной Церкви особо выделил два вызова, с которыми столкнулась внешняя церковная деятельность в последнее время: первый — это «раскол всемирного Православия, учиненный Константинопольским Патриархом, и порожденная этим необходимость дополнительных усилий для отстаивания целостности нашей Церкви» [7]; второй — это гонения на христиан во многих странах мира, особенно на Ближнем Востоке и в Африке, и необходимость «возвышать свой голос в защиту преследуемых христиан как в диалоге с политическими, религиозными и общественными лидерами, так и на площадках всевозможных международных государственных и общественных организаций, напоминая миру о реальном положении наших страждущих братьев и сестер» [8].
Кроме этого, Святейший Патриарх Кирилл сформулировал и такие задачи в сфере внешней церковной деятельности: отстаивать евангельские ценности в мировом цивилизационном пространстве; предпринимать усилия по преодолению разделений, возникших в семье Православных Церквей; успешно развивать дальнейшие отношения с христианскими общинами во всем мире; активно участвовать в деятельности межхристианских организаций с целью представлять церковную позицию широкой мировой общественности; координировать совместно с государственными структурами труды, направленные на поддержку соотечественников, проживающих за рубежом; консолидировать совместные с другими религиозными сообществами усилия по защите нравственного измерения общественной жизни; участвовать в диалогах по линии гражданских обществ [9].
Реализация обозначенных Святейшим Патриархом Кириллом целей и задач возможна только при наличии соответствующего аппарата управления и координации деятельности входящих в него подразделений, а таrже других организационных форм деятельности.
Для более наглядного представления целесообразно выделить следующие организационные системы (или системы организации) аппарата внешней церковной деятельности:
1) система подразделений управления внешней церковной деятельностью;
2) система подразделений, непосредственно участвующих во внешней церковной деятельности.
Система подразделений управления внешней церковной деятельностью включает высший уровень управления, который определяет формы и степень участия разнообразных органов церковного управления в организации внешней церковной деятельности. К данному уровню относятся Поместный Собор Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, а также Патриарх Московский и всея Руси и возглавляемый им Священный Синод.
Кроме этого, к общецерковным подразделениям, имеющих отношение к внешней церковной деятельности, следует отнести Высший Церковный Совет и Межсоборное Присутствие.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Поместный Собор «по предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся ... взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, взаимоотношений между Церковью и государствами» [10].
Архиерейский Собор обладает высшей властью в Русской Православной Церкви, в частности, в вопросах, касающихся внешней жизни Церкви, а также «в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами» [11].
Архиерейский Собор в сфере внешней церковной деятельности решает принципиальные богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, касающиеся внешней деятельности Церкви; утверждает решения Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления; наблюдает за претворением в жизнь решений Поместных и Архиерейских Соборов; выносит суждения о деятельности Священного Синода, Высшего Церковного Совета и синодальных учреждений; утверждает, отменяет и вносит изменения в законодательные деяния Священного Синода [12].
Патриарх Московский и всея Руси, согласно Уставу Русской Православной Церкви, «несет ответственность за исполнение решений Соборов и Священного Синода; представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период; созывает заседания Высшего Церковного Совета и председательствует на них; представляет на утверждение Священного Синода кандидатуры членов Межсоборного Присутствия; осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями; подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом; осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления» [13].
Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси, являясь органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами, поддерживает единство с другими Православными Церквами; организует внешнюю деятельность Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; дает оценку важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений; поддерживает межконфессиональные и межрелигиозные связи, как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами; координирует действия всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости [14].
Священный Синод «назначает руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей; по представлению Патриарха Московского и всея Руси членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей синодальных или иных общецерковных учреждений, подразделений Московской Патриархии; по представлению Патриарха Московского и всея Руси членов Межсоборного Присутствия», создает «комиссии или иные рабочие органы, в частности, для попечения о решении важных богословских проблем, относящихся к внешней деятельности Церкви» [15].
Священный Синод, осуществляя руководство синодальными учреждениями, «утверждает положения (уставы) об их деятельности; утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты; выносит постановления по наиболее важным аспектам текущей работы синодальных учреждений; в случае необходимости осуществляет ревизию таковых учреждений» [16].
Высший Церковный Совет, являясь исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде, рассматривает, в частности, «вопросы взаимоотношений Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехристианскими религиями» [17]. Высший Церковный Совет также координирует деятельность синодальных и иных общецерковных учреждений; обсуждает текущие вопросов церковной жизни, требующих согласованных действий со стороны синодальных и иных общецерковных учреждений; принимает меры к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Священного Синода, указов и распоряжений Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя) [18].
В 2009 году было образовано Межсоборное Присутствие, которое, согласно Уставу Русской Православной Церкви, действует «в периоды между проведением Поместных и Архиерейских Соборов, для подготовки решений, касающихся наиболее важных вопросов внешней деятельности Русской Православной Церкви» [19]. Межсоборное присутствие занимается обсуждением актуальных вопросов церковного бытия, в частности, «относящихся к сфере взаимоотношений Церкви и иных конфессий и религий» [20].
С 2010 по 2017 год действовала комиссия Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, которую возглавлял председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Данная комиссия обсуждала, в частности, современное состояние межхристианского диалога; практику присоединения инославных к Церкви; двусторонний диалог Московского Патриархата с Римско-Католической Церковью, нехалкидонскими Церквами, протестантскими деноминациями; участие Русской Православной Церкви в межрелигиозных и межхристианских организациях; отношение к смешанным бракам; межрелигиозные отношения [21], а также рассматривала проекты документов: «О присоединении к Православной Церкви инославных христиан», «О молитве за живых и усопших инославных христиан» «Концепция межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви» [22].
30 января 2017 года президиум Межсоборного присутствия под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял решение изменить структуру комиссий Межсоборного присутствия. Тематические вопросы, которые рассматривались в рамках Комиссии по вопросам отношения к инославию и другим религиям, теперь стали обсуждаться Комиссией по богословию и богословскому образованию, которую также возглавил митрополит Волоколамский Иларион [23].
Система подразделений, непосредственно участвующих во внешней церковной деятельности, представлена Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП).
ОВЦС входит в число органов исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода, подотчетен Святейшему Патриарху и Священному Синоду, которые ежегодно утверждают программу его деятельности [24].
Основное содержание деятельности ОВЦС заключается в осуществлении связей Русской Православной Церкви с: Поместными Православными Церквами; инославными церквами и христианскими объединениями; нехристианскими религиозными общинами; правительственными, парламентскими, общественными организациями за рубежом; межправительственными, религиозными и общественными международными организациями [25].
Кроме этого, ОВЦС информирует Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, которые происходят вне Русской Православной Церкви и затрагивают ее интересы, готовит проекты общецерковных документов и решений, затрагивающих сферу межправославных, межхристианских, межрелигиозных, международных отношений [26].
В настоящее время ОВЦС возглавляет митрополит Волоколамский Иларион.
Схему взаимодействия ОВЦС с высшими органами церковного управления митрополит Волоколамский Иларион ясно выразил в своем докладе на торжественном акте (в связи с 70-летием ОВЦС) 19 мая 2016 года, подчеркнув: «Священноначалие Церкви в лице Святейшего Патриарха и Священного Синода является "заказчиком", мы же — исполнители. По-другому и быть не может, поскольку ОВЦС — служебный орган, полностью подконтрольный Священноначалию» [27].
Именно поэтому, по словам митрополита Илариона, «не проходит ни одно заседания Священного Синода без докладов председателя Отдела, для которого как для Постоянного члена Синода по должности участие в работе высшего органа церковного управления является не только возможностью отчитаться о совершенных поездках и состоявшихся мероприятиях, поделиться мыслями и получить благословение на дальнейшие труды. Это еще и возможность постоянно сверять курс Отдела с курсом Священноначалия, определяемым соборным разумом Церкви» [28].
К основным структурным элементам ОВЦС относятся: секретариат по межправославным отношениям, секретариат по межхристианским отношениям, секретариат по межрелигиозным отношениям и секретариат по делам дальнего зарубежья.
Секретариат по межправославным отношениям (СМПО) координирует взаимодействие с Поместными Православными Церквами, занимается тематикой Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Эстонской и Латвийской Православных Церквей в части вопросов, касающихся компетенции ОВЦС, а также взаимоотношениями со старообрядческими согласиями [29].
Секретариат по межхристианским отношениям (СМХО) осуществляет взаимоотношения с инославными христианами, в частности, с Римско-Католической Церковью, с Восточными (дохалкидонскими) Церквами: Коптской Церковью (Египет), Армянской Апостольской Церковью, Эфиопской Церковью, Сиро-Яковитской Церковью (Сирия), Сирийской Маланкарской Церковью (Индия). Кроме этого, СМХО координирует диалог с различными протестантскими церквами и общинами, международными христианскими организациями [30].
Предпосылкой создания в структуре ОВЦС Секретариата по межрелигиозным отношениям (СМРО) стало решение Священного Синода от 24 декабря 2015 года, когда вопросы, связанные с развитием межрелигиозных отношений, были переданы из Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в Отдел внешних церковных связей, а председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион стал представителем Русской Православной Церкви в президиуме Межрелигиозного совета России [31]. Соответственно, 18 марта 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Сектор межрелигиозных отношений ОВЦС преобразован в Секретариат по межрелигиозным отношениям для осуществления «контактов с нехристианскими традиционными религиозными объединениями как в России, так и за рубежом, с Межрелигиозными советами России и СНГ», а также вопросами, связанными с положением христиан, подвергающихся гонениям [32].
Секретариат по делам дальнего зарубежья (СДДЗ) обеспечивает взаимоотношения Русской Православной Церкви с государственными институтами зарубежных стран, иностранными дипломатическими представительствами на территории России, международными неправительственными организациями, курирует работу с российскими соотечественниками, которые проживают за пределами канонической территории Московского Патриархата, взаимодействует с Организацией Объединенных наций (ООН), Советом Европы, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), проводит анализ современного состояния межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного диалога в мировом политическом пространстве [33].
Информационным обеспечением внешней церковной деятельности занимается Служба коммуникации ОВЦС (СК ОВЦС): всесторонне освещает деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в сфере внешних церковных связей, осуществляет информационное сопровождение деятельности руководства ОВЦС, взаимодействует со светскими средствами массовой информации, поддерживает официальный сайт ОВЦС, публикует заявления по разнообразным вопросам и проблемам, находящихся в компетенции ОВЦС.
Например, были опубликованы следующие заявления: о встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска [34], в связи с принятием Собором епископов Украинской Греко-Католической Церкви «Экуменической концепции УГКЦ»[35], в связи с решением Церкви Шотландии о возможности ординации представителей сексуальных меньшинств, состоящих в «гражданском союзе», и Объединенной протестантской церкви Франции о возможности благословения так называемых «однополых союзов» [36], в связи с событиями в сирийском городе Маалюля [37], в связи с захватом христианских лидеров Алеппо [38].
Развитие внешней церковной деятельности в постсоветский период и в новейшее время требовало появления требовало появления специальных организационных подразделений, созданных по инициативе руководства ОВЦС и действовавших на том или ином ответственном направлении.
Например, в 1997 году по итогам переговоров председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (в настоящее время — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) и председателя Организации исламской культуры и связей аятолла Мохаммада Али Тасхири (скончался 18 августа 2020 года) была учреждена Совместная российско-иранской комиссия по диалогу «Православие-Ислам». С 1997 года по настоящее время прошло одиннадцать заседаний комиссии. Ее работа «стала первым подобного рода опытом не только в истории Русской Церкви, но и вообще в истории мирового Православия. Попытка систематического диалога, в рамках которого обсуждается, широкий спектр богословских и нравственных вопросов, была предпринята впервые» [39].
В 2003 году была учреждена Рабочая группа по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел России. В этому же году на втором заседании Рабочей группы был принят «Порядок взаимодействия Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации» (документ подписали председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и статс-секретарь, первый заместитель министра иностранных дел России В.В. Лощинин), закрепивший основные направления взаимодействия, положение о Рабочей группе и регламент ее работы [40].
Рабочая группа, в частности, обсуждала «положение Православия в различных регионах мира, наиболее актуальные вопросы мировой повестки дня, работа с соотечественниками, развитие диалога религиозных общин и государственных структур с международными организациями, в том числе по проблематике государственно-конфессиональных и церковно-общественных отношений в отдельных странах, традиционного и либерального подходов к обеспечению прав и свобод человека» [41].
В настоящее время Рабочая группа является эффективным организационным подразделением, в рамках которого обсуждаются различные аспекты сотрудничества Русской Православной Церкви и российского внешнеполитического ведомства.
В 2005 году на основании определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 3-8 октября 2004 года «О взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви» решением Священного Синода образована Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством [42].
Согласно Положению о деятельности данной Комиссии, в частности, она в отношении старообрядных приходов осуществляет координацию их служения в сотрудничестве с епархиальными Преосвященными соответственно канонической юрисдикции; изучает и обобщает опыт деятельности старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви, выявляет проблемные вопросы и вырабатывает предложения по их разрешению; содействует осуществлению систематической реализации ранее принятых решений Священноначалия Русской Православной Церкви в отношении старых русских церковных обрядов [43].
В 2014 году была создана Комиссия по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, которую возглавил председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион.
Данная комиссия занимается выработкой предложений и рекомендаций для государственных органов власти по осуществлению международной деятельности в религиозной области, сферах общественной нравственности и традиционных ценностей, координацией международной активности государственных органов, религиозных организаций и заинтересованных общественных структур России, налаживанием системного диалога между государством, обществом и религиозными общинами России по вопросам международного сотрудничества [44].
В 2015 году решением Священного Синода создана Двусторонняя комиссия по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью [45], а также определены приоритетные темы для сотрудничества, среди которых «богословские собеседования, сотрудничество в монашеской, академической и медийной сферах, в области развития паломничества, обмена опытом миссионерского и социального служения, координации усилий в деле противодействия различным проявлениям христианофобии и защиты традиционных нравственных ценностей» [46].
В 2017 году на третьем заседании Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации была учреждена Межрелигиозная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии [47].
Целью создания группы стала выработка дальнейших согласованных действий по гуманитарной поддержке мирного сирийского населения, прежде всего, доставка продуктов питания, медикаментов, средств первой необходимости, школьных принадлежностей и т.д.
В рамках своей деятельности Межрелигиозная рабочая группа осуществила ряд гуманитарных акций. Например, первая партия помощи для населения Сирии была отправлена из России 22 июня 2017 года, «объем груза составил около двадцати тонн, в него вошли продукты и медицинские средства первой необходимости» [48]. Вторая партия помощи была отправлена 22 августа 2017 года, и «на этот раз значительную часть груза, около трех тонн, составил широкий перечень самых необходимых сегодня в Сирии медикаментов, а также шесть тонн продуктов, детские игрушки и школьные наборы» [49].
20 июля 2021 года на очередном заседании Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Межрелигиозная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии была преобразована в Межрелигиозную рабочую группу по защите прав верующих от дискриминации и ксенофобии [50].
В 2018 году Священный Синод учредил Двусторонную комиссию по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью [51] и обозначил приоритетные направления работы комиссии: «противодействие христианофобии, сотрудничество в информационной и академической сферах, в области церковного искусства и производства церковной утвари, а также обмен опытом миссионерской работы и церковного социального служения» [52].
В 2019 году Священный Синод учредил Рабочую группу по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью [53], а в качестве основных направлений деятельности Рабочей группы отметил «сотрудничество в медийной, социальной и академической сферах, в области поддержки христиан, подвергаемым гонениям в разных регионах мира, и отстаивания традиционных нравственных ценностей» [54].
Таким образом, необходимо отметить, что на современном этапе своего развития внешняя деятельность Русской Православной Церкви направлена на укрепление всеправославного единства, плодотворное развитие различных форм диалога и сотрудничества с иными христианскими конфессиями и религиозными объединениями, органами государственной власти России и зарубежных стран, международными организациями, защиту христиан всего мира.
В настоящее время организация внешней деятельности Русской Православной Церкви представляет собой иерархически организованную и динамично развивающую систему, обладающую четко обозначенными целями, задачами, организационно-управленческим механизмом реализации.
Подразделения организационно-управленческого механизма объединены между собой единством целей и задач в деле осуществления внешней церковной деятельности. Реализующие внешние функции Русской Православной Церкви инстанции связывает регламентированная нормами основных церковных документов и сложившаяся в ходе практической деятельности совокупность взаимосвязей между ними, вызванная необходимостью взаимодействия между собой в процессе реализации внешней церковной деятельности.
Активное участие органов высшего церковного управления — Архиерейского Собора, Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси в осуществлении внешней церковной деятельности способствует наиболее эффективному обеспечению интересов Русской Православной Церкви в сфере межправославных, межхристианских, межрелигиозных и международных отношений.
Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и ряд других специальных организационных подразделений, непосредственно участвующих во внешней церковной деятельности, результативно и плодотворно выполняет те задачи, которые ставят перед ними Архиерейский Собор, Священный Синод и Святейший Патриарх, а решать их с большей эффективностью дает четко определенная повестка дня.
Примечания
1. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. М., 2014. 288 с.; Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси. Семь слов о русском мире. М., 2015. 120 с.; Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Диалог с историей. М., 2019. 256 с.; Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Российской академии государственной службы 29 декабря 2009 г. // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/980244.html (дата обращения: 18.06.2021); Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 75-летием Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5813303.html (дата обращения: 01.06.2021).
2. Быть в мире, но не от мира. Сборник докладов и выступлений Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. М., 2013. 470 с.; Иларион, митр. Волоколамский. Доклад на торжественном акте 19 мая 2016 года // Церковь и время. 2016. № 2 (75). С. 36-52.
3. Церпицкая О.Л. Международная деятельность Русской православной Церкви в контексте внешней политики Российской Федерации в условиях глобализации: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. СПб., 2003. 198 c.; Церпицкая О.Л. Взаимодействие Русской Православной Церкви и Российского государства в мировом сообществе. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. 170 с.; Церпицкая О.Л. Православная духовная миссия и глобальные модернизационные процессы. СПб: СПбГУ, 2011. 248 с.; Церпицкая О.Л. Православная духовная миссия в контексте глобальных модернизационных процессов: дис. дис ... д-ра полит. наук: 23.00.04. СПб., 2012. 306 с.
4. Мчедлова М.М. Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции: дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.02. М., 2011. 359 с.
5. Касаткин П.И. Роль Русской Православной Церкви в современных мировых политических процессах: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. М., 2010. 190 с.
6. Переяшкин А.В. Религиозный фактор в современной мировой политике: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. Пятигорск, 2015. 213 с.
7. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 75-летием Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5813303.html (дата обращения: 01.06.2021).
8. Там же.
9. Там же.
10. Устав Русской Православной Церкви. Глава II. Поместный Собор // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133117.html (дата обращения: 03.06.2021).
11. Устав Русской Православной Церкви. Глава III. Архиерейский Собор // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133124.html (дата обращения: 03.06.2021).
12. Там же.
13. Устав Русской Православной Церкви. Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133121.html (дата обращения: 07.06.2021).
14. Устав Русской Православной Церкви. Глава V. Священный Синод // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133126.html (дата обращения: 07.06.2021).
15. Там же.
16. Там же.
17. Устав Русской Православной Церкви. Глава VI. Высший Церковный Совет // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777567.html (дата обращения: 09.06.2021).
18. Там же.
19. Устав Русской Православной Церкви. Глава VII. Межсоборное присутствие // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777592.html (дата обращения: 10.06.2021).
20. Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/intersobor/ustav (дата обращения: 10.06.2021).
21. Состоялось первое заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://mospat.ru/ru/news/57627/ (дата обращения: 10.06.2021).
22. Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4162035.html (дата обращения: 10.06.2021).
23. Изменена структура и обновлены составы комиссий Межсоборного присутствия // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4794251.html (дата обращения: 10.06.2021).
24. На службе Церкви. К 65-летию Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. М., 2011. С. 15.
25. Там же. С. 15.
26. Там же. С. 15.
27. Иларион, митр. Волоколамский. Доклад на торжественном акте 19 мая 2016 года // Церковь и время. 2016. № 2 (75). С. 38.
28. Там же. С. 38-39.
29. Секретариат по межправославным отношениям // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://old.mospat.ru/ru/department/orthodox-connections/ (дата обращения: 10.06.2021).
30. Секретариат по межхристианским отношениям // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://old.mospat.ru/ru/department/sekretariat-3/ / (дата обращения: 10.06.2021).
31. Секретариат по межрелигиозным отношениям // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://old.mospat.ru/ru/department/interrel/ (дата обращения: 10.06.2021).
32. Там же.
33. Секретариат по делам дальнего зарубежья // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://old.mospat.ru/ru/department/secretary-2/ (дата обращения: 10.06.2021).
34. Заявление Службы коммуникации ОВЦС о встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://mospat.ru/ru/news/49605/ (дата обращения: 15.06.2021).
35. Заявление Службы коммуникации ОВЦС в связи с принятием Собором епископов Украинской Греко-Католической Церкви «Экуменической концепции УГКЦ» // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://mospat.ru/ru/news/49836/ (дата обращения: 15.06.2021).
36. Заявление Службы коммуникации ОВЦС в связи с решением Церкви Шотландии о возможности ординации представителей сексуальных меньшинств, состоящих в «гражданском союзе», и Объединенной протестантской церкви Франции о возможности благословения так называемых «однополых союзов» // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://mospat.ru/ru/news/50372/ (дата обращения: 15.06.2021).
37. Заявление Службы коммуникации ОВЦС в связи с событиями в сирийском городе Маалюля // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://mospat.ru/ru/news/51970/ (дата обращения: 15.06.2021).
38. Заявление Службы коммуникации ОВЦС в связи с захватом христианских лидеров Алеппо // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://mospat.ru/ru/news/52818/ (дата обращения: 15.06.2021).
39. Иларион (Алфеев), митр. Патриарх Кирилл. М., 2019. С. 208.
40. Об итогах заседания Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел России // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/rossia-v-sisteme-mezkonfessional-nyh-otnosenij/-/asset_publisher/Z02tOD8Nkusz/con... (дата обращения: 18.06.2021).
41. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Российской академии государственной службы 29 декабря 2009 г. // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/980244.html (дата обращения: 18.06.2021).
42. Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5405825.html (дата обращения: 21.06.2021).
43. Положение о деятельности Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5407409.html (дата обращения: 21.06.2021).
44. Выступление митрополита Волоколамского Илариона на первом заседании Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://mospat.ru/ru/news/50573/ (дата обращения: 22.06.2021).
45. Журналы заседания Священного Синода от 5 мая 2015 года // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4067545.html (дата обращения: 22.06.2021).
46. Там же.
47. Состоялось третье заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: https://mospat.ru/ru/news/48700/ (дата обращения: 22.06.2021).
48. В Сирию отправлена первая партия совместной помощи от российских религиозных организаций // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL.: https://mospat.ru/ru/news/48374/ (дата обращения: 23.06.2021).
49. В Сирию прибыла вторая партия совместной помощи от российских религиозных организаций // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL.: https://mospat.ru/ru/news/48268/ (дата обращения: 23.06.2021).
50. Российское духовенство защитит права верующих на мировом уровне // URL: https://ria.ru/20210723/gruppa-1742521629.html (дата обращения: 15.08.2021).
51. Учреждена Двусторонняя комиссия по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5237069.html (дата обращения: 28.06.2021).
52. Там же.
53. Журналы заседания Священного Синода от 29 октября 2019 года // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5520929.html (дата обращения: 28.06.2021).
54. Там же.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru