1 декабря 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Проект корректировки Основ государственной культурной политики: развитие с опорой на традицию» выступил директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева В.В. Аристархов.
Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Предваряя выступление, В.В. Аристархов напомнил, что предыдущая редакция «Основ государственной культурной политики» была утверждена указом Президента России от 24 декабря 2014 года. В 2019 году по поручению Министерства культуры РФ Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева разработал новую версию этого документа стратегического планирования, которая в настоящее время находится на стадии общественного обсуждения.
Докладчик отметил, что «Основы государственной культурной политики» являются руководящим документом для государственных органов. Этот документ определяет приоритеты, которые органы государственной власти должны учитывать при поддержке деятелей культуры, культурных мероприятий и событий. Целями документа В.В. Аристархов назвал:
- конкретизацию зафиксированной в Конституции России обязанности государства проводить социально ориентированную культурную политику;
- определение содержания решений в сфере культуры или ее отраслях, которые принимаются в рамках федеральных законов о поддержке деятелей культуры.
«Для того чтобы понять, что конкретно поддержать, нам нужен этот документ. Поддержка государства — это, в первую очередь, финансирование. Однако не менее важно определить, что есть культура, в чем должна оказываться ей поддержка? Есть две крайние точки зрения на этот вопрос: с одной стороны культура — это этника, народные костюмы и т.д.; другая крайность — рассматривать культуру как искусство ради искусства: есть некие абстрактные творцы, творчество которых нужно поощрять вне зависимости от его содержания», — отметил докладчик.
«В документах ЮНЕСКО заложен принцип культуры как некоего механизма передачи от поколения к поколению накопленных в этом обществе ценностей в самом широком смысле слова: представлений о должном, о сущем, о бытии, о добре и зле. Это представление о культуре как о некой среде, в которой как бы закодированны присущие нам ценности. В имплицитном виде они хранятся в нашем материальном и нематериальным культурно-историческом наследии. Приобщаясь к этому наследию мы воспринимаем нашу идентичность и становимся теми, кем мы являемся — русскими, россиянами. А если брать мировую культуру, то становимся просто людьми», — считает В.В. Аристархов.
«В этом вопросе крайне важен ценностно-цивилизационный подход. Ценностная сторона состоит в том, что в культуре закодированы ценности, которые формируют наши идентичности, а цивилизационная — в том, что человечество существует в форме отдельных цивилизаций, каждая из которых отличается своими присущими ей ценностями. Этот подход принципиально отличается от того подхода, который был свойствен одновременно и марксистам, и их оппонентам на Западе: представление о человечестве как о единой цепи общественно-экономической формации, которая одинакова для любого народа. Однако в то же время еще с XIX века существовала иная точка зрения, которая именно исходит из того, что общества отличаются друг от друга и по своим ценностям, и по путям развития. Основоположниками этой концепции можно назвать Н.Я. Данилевского, А.Д. Тойнби, С.Ф. Хантингтона, Л.Н. Гумилева, А.С. Панарина, В.С. Степина. В их трудах мы впервые встречаем определение культуры как системы воспроизводства и передачи ценностей. В таком понимании культура становится значительно важнее, чем оборона и экономика. Именно поэтому для нашего общества ценности — это нравственные ориентиры, то, что позволяет нам принимать нравственно верные решения в новых меняющихся условиях. Когда сталкиваясь с ранее неизвестными вызовами мы формируем ответ на них не по принципу "цель оправдывает средства", а по принципу нравственной допустимости того, что мы собираемся сделать», — отметил докладчик.
Он напомнил, что в недавнем выступлении на Валдайском форуме Президент России В.В. Путин подчеркнул, что консерватизм — это те решения, которые позволяют нам, опираясь на традиционные ценности, не навредить обществу и оставаться самими собой.
«"Основы государственной культурной политики" 2014 года не были столь подробными и прямолинейными. Их писали в условиях совершенно иной общественной стилистики. Сегодня совершенно по-другому мы воспринимаем слова "русская цивилизация", "русский народ", "традиционные ценности": эти изменения подкрепились целым рядом изменений в базовых документах. Среди изменений в Конституцию России, которые были приняты в прошлом году, есть новелла о том, что культура является "уникальным наследием многонационального народа нашей страны". В ней закреплена задача воспитания граждан, задача поддержки традиционных семейных ценностей, в том числе, понятия брака как союза мужчины и женщины, появилось очень важное понятие общероссийской культурной идентичности. Это позволяет утверждать, что принципом внесения этих изменений стал ценностно-цивилизационный подход», — добавил В.В. Аристархов.
«Крайне важно, что речь идет не о любой культуре, а только о той, которая способствует сохранению и укреплению наших традиционных ценностей, которые в свою очередь закодированы и в культурное наследие в нашей истории. Хотел бы отметить, что во-первых в документе сделан акцент на сохранении нашей цивилизационно-культурной идентичности — самобытности, во-вторых, в проект этого документа внесены определение "культурный суверенитет" и перечень ценностей, приведенный в Стратегии национальной безопасности. Одной из наших традиционных ценностей является приоритет духовного над материальным. По нашему мнению, эта фраза она должным образом отражает то, что является одинаково важным для верующих и неверующих россиян», — подчеркнул докладчик.
В.В. Аристархов рассказал о структуре документа и перспективах его реализации. «На практике нам не хватает политической воли и ее субъекта — координационного органа, который направлял бы работу и Министерства культуры России, и Министерства цифрового развития, и Министерства высшего образования и науки, и ряда иных ведомств, которые имеют отношение к воспитанию и образованию, но которые до сих пор работают без должной координации. Правительственная комиссия по государственной культурной политике, созданная в 2017 году, пока собиралась только один раз. Надеюсь, такой орган с полномочиями соответствующего уровня будет создан», — заключил В.В. Аристархов.
Патриархия.ru