17 марта в выставочном зале Государственной Третьяковской галереи открылась уникальная экспозиция, посвященная возрождению древнего искусства резной иконы.
Авторами экспозиции стала супружеская чета художников Рашида и Инессы Азбухановых.
История резных икон в России претерпела немало превратностей. Традиция пришла из Византии с первыми паломниками в Святую Землю, которые привозили домой миниатюрные иконки, выточенные в перламутре или слоновой кости. Другой источник — посольские дары, оседавшие в великокняжеской и царской казне. В северных широтах, как и в большинстве стран Западной Европы, образа по преимуществу вырезали из дерева. Однако в разные эпохи, например, в ХVI веке, на Руси вспыхивали споры, являются ли «истинно
православными» такие иконы. Неоднократно резные иконы запрещались, в частности указом Петра Первого в 1722 году.
Создавая иконы в технике рельефа, а также резные аналои, иконостасы, прочие атрибуты церковных интерьеров, современные мастера Азбухановы работают на пересечении традиций христианской резной скульптуры и русской иконописи. Вместе они уже почти четверть века. Творческий дуэт выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища возник в 1986 году, а их первым совместным произведением стала композиция «Святой Георгий Победоносец».
Важный импульс Азбухановы получили в конце 1980-х годов, когда в России началось возрождение храмов и монастырей. В 1988 году они сработали свой первый иконостас, предназначенный для Спасо-Преображенского храма в Нижнем Новгороде. Помимо икон и церковного убранства супруги-художники выполняют светские композиции, предпочитая исторические сюжеты. Так, цикл рельефов к 850-летию Москвы «Княжеская охота» посвящен Юрию Долгорукому.
Произведения Азбухановых часто экспонируются в разных городах России. Наиболее значимыми стали их персональные выставки в Музеях Московского Кремля и Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в Санкт-Петербургском Государственном музее истории религии и два римских вернисажа — в Латеранском дворце и Ватикане.
Нынешняя выставка включила более 70 работ, созданных с 1993 по 2009 годы. Для демонстрации в Третьяковке их предоставили музеи и храмы Москвы, а также частные коллекционеры и сами авторы из своего личного собрания.
ИТАР-ТАСС/Патриархия.ru