22 мая 2022 года в передаче «Церковь и мир» на канале «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Мы каждые выходные задаем свои вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Вы только что вернулись с Кипра, где принимали участие в Православной предассамблее Всемирного совета церквей. Все ли Православные Церкви участвовали в этом мероприятии? Что это за формат церковного общения — предассамблея?
Митрополит Иларион: Всемирный совет церквей (ВСЦ) — это организация, которая объединяет большинство Православных Церквей, так называемых Древних Восточных Церквей и большое количество различных протестантских церквей и общин. Во Всемирный совет церквей не входят католики — они входят только в качестве наблюдателей в его некоторые органы. ВСЦ включает в себя 350 церквей, которые объединены общей вероучительной платформой, а именно: все они исповедуют веру в Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа — и признают Иисуса Христа Богом и Спасителем. Никаких взаимных обязательств у членов Всемирного совета церквей нет в том плане, что каждая из входящих в него церквей исповедует свое собственное вероучение и никак не призывается к тому, чтобы идти на какие-то компромиссы с целью сближения с другими церквами.
У Всемирного совета церквей раз в восемь лет проходит ассамблея — это главный управляющий орган, в котором принимают участие делегаты от всех членов Всемирного совета церквей. Очередная ассамблея должна состояться в конце августа — начале сентября в германском городе Карлсруэ. Традиционно перед такими ассамблеями проводится Православная предассамблея, на которую собираются Православные Церкви — члены Всемирного совета церквей, а также Древние Восточные Церкви, то есть Армянская, Коптская, Эфиопская и другие относящиеся к этой семье.
Основная тема ассамблеи сформулирована так: «Любовь Христова ведет мир к примирению и единству». А так как мы живем во время конфликтов и один из них разворачивается на наших глазах — конфликт между Россией и Украиной, то, конечно, необходимо было рассказать и о тех миротворческих усилиях, которые предпринимает Русская Православная Церковь на всей ее канонической территории, в том числе о гуманитарных акциях по помощи беженцам. Эта информация была встречена участниками предассамблеи с большим интересом, поскольку в той или иной мере в гуманитарную работу вовлечены практически все Поместные Православные Церкви.
Е. Грачева: Во время этого мероприятия Вы встретились с Архиепископом Кипрским Хризостомом. Насколько я понимаю, это первая встреча после официального разрыва отношений между Русской Православной Церковью и Кипрской Православной Церковью, произошедшего на фоне признания Кипром раскольников на Украине. У Вас остались после официального прекращения отношений какие-то общие темы с Кипрской Церковью? О чем Вы говорили с этим архиереем?
Митрополит Иларион: Во-первых, я хотел бы сказать о том, что Архиепископ Хризостом, узнав о моем пребывании на Кипре, сам меня пригласил с ним пообедать. Надо сказать, что это была очень сердечная беседа. Архиепископ Хризостом в ходе этой беседы очень подробно рассказывал о том, какие он предпринимал усилия для того, чтобы примирить Православные Церкви. Когда стало известно о решении Константинопольского Патриарха легализовать украинский раскол, то Архиепископ Хризостом взял на себя посредническую миссию и объехал несколько Поместных Церквей. В частности, он побывал в Сербской Православной Церкви, в Румынской Православной Церкви, общался с Архиепископом Албанским. Его целью было выяснение позиций этих Поместных Православных Церквей по расколу на Украине.
К сожалению, события развивались слишком быстро, он не успел объехать другие Церкви. Кроме того, он серьезно заболел, поэтому эта посредническая миссия не увенчалась успехом. Тем не менее, я думаю, с его стороны это было действительно искреннее желание помочь в той ситуации, когда раскол еще назревал и когда, наверное, его еще можно было преодолеть.
Во-вторых, я хотел бы сказать о том, что, конечно, такие печальные события в истории взаимоотношений между Церквами время от времени происходят. Но история Кипрской Церкви насчитывает две тысячи лет: она была основана апостолами Павлом и Варнавой, которые лично посещали Кипр. Именно к ним возводит свое историческое бытие Кипрская Церковь. А Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. Поэтому я считаю важным то обстоятельство, что Православная предассамблея прошла на Кипре. Мне кажется, во всех этих Поместных Церквах понимают значение Русской Православной Церкви и необходимость поддержания диалога, несмотря на то что произошло.
Е. Грачева: Константинопольская, Александрийская, Кипрская, Элладская Православные Церкви, украинская раскольническая церковь — не много ли противников, врагов у Русской Православной Церкви на сегодняшний день?
Митрополит Иларион: Я не думаю, что мы должны их считать врагами. Я склонен к тому, чтобы воспринимать это как временные трудности, которые Православная Церковь обязательно преодолеет. Будет найдено некое всеправославное или межправославное решение, раньше или позже, которое позволит уврачевать эти нанесенные телу всемирного Православия раны и восстановить полноценное общение между Церквами.
Е. Грачева: Владыка, на этой неделе все мировые СМИ обсуждали, как Папа Римский Франциск встречался с женами членов нацбатальона «Азов», заблокированными на комбинате «Азовсталь», и с Петром Верзиловым (внесен Министерством юстиции РФ в реестр СМИ-иноагентов). Последний помимо того, что он журналист и медиаиздатель, также в мировых СМИ известен как продюсер группы Pussy Riot, которые, как мы помним, были осуждены по делу о перформансе в Храме Христа Спасителя по статье об оскорблении чувств верующих. Папа Римский Франциск в курсе этой части профессиональной биографии Петра Верзилова? Его это не смущало, когда он с ними встречался?
Митрополит Иларион: Не уверен в том, что Папе Франциску сообщили, кто такой господин Верзилов и всю предысторию его деяний. Но я напомню телезрителям, что помимо организованного этой скандально известной группой, продюсером которой является господин Верзилов, кощунственного действа на амвоне Храма Христа Спасителя, ими при его непосредственном участии и помощи были организованы и разные другие акции непристойного содержания. Их содержание невозможно пересказать по телевидению.
Я сомневаюсь в том, что люди, которые организовали эту встречу (либо в государственном департаменте Ватикана, либо в Папском совете по содействию христианскому единству — не знаю, кто ее организовал), проинформировали Папу о том, что это за человек, который появится на фотографии вместе с ним. Это, конечно, вызвало очень большой соблазн. Я направил письмо Апостольскому нунцию в Российской Федерации с разъяснением, что это за люди. Конечно, хотелось, чтобы те, кто готовят встречи Папы Франциска, более внимательно относились к тому, с кем он может появиться на общей фотографии.
Е. Грачева: Владыка, одновременно с тем, как Папа Римский Франциск принимал у себя Петра Верзилова, кардинал Курт Кох (для тех, кто не знает, это Ваш визави в Католической Церкви) высказался, что он рад, что встреча Папы Римского с Патриархом Кириллом была отменена. Тем не менее, он считает, что диалог должен быть продолжен. Такая довольно противоречивая формулировка. Он также посетовал на то, что до сих пор Папа Римский Франциск не получил ответа от пресс-службы президента России Владимира Путина о приеме. Все это выглядит довольно странно, учитывая, что Патриарх готов говорить с Папой Римским, а Папа Римский настаивает на встрече со светским лидером — как бы получается, стучится в закрытую дверь, при том, что ему открыта другая дверь. Или я это как-то неправильно интерпретирую? Разъясните мне как руководитель Отдела внешних церковных связей.
Митрополит Иларион: Я думаю, что Вы правильно интерпретируете суть возникшей проблемы, потому что действительно, как Вы сказали, дверь была открыта и Папа ей не воспользовался, а в дверь, которая закрыта, он стучится. Но, опять же, во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период. Такие сложные периоды бывали в нашей новейшей истории неоднократно, и мы через них проходили.
Я напомню, что в конце 1980-х — начале 90-х годов Украинская Греко-Католическая Церковь захватила несколько сотен православных храмов на Украине, которые до 1946 года были униатскими храмами. Тогда это было подано как восстановление исторической справедливости. Но мы тогда уже говорили и сейчас говорим, что нельзя историческую справедливость восстановить за счет новой исторической несправедливости, потому что из этих храмов были изгнаны православные общины, которые оказались на улице. Тогда это был очень серьезный кризис в наших взаимоотношениях с Католической Церковью.
Потом в начале 1990-х годов без всякого не то чтобы согласования, но даже информирования Русской Православной Церкви, католики создали несколько епархиальных структур на территории России. Опять же, это вызвало определенный кризис в наших взаимоотношениях. Потом были протесты со стороны нашей Церкви против очень активного католического прозелитизма.
В 1997 году планировалась встреча между Папой Иоанном Павлов II и Патриархом Алексием II. Были определены место и дата, но стороны не смогли согласовать совместную декларацию, поэтому буквально за несколько дней до намеченной встречи она была отменена.
Поэтому такие события неизбежно происходят. В нынешней конфликтной ситуации, когда Папа находится под давлением с самых разных сторон, это, может быть, даже и неизбежно. Но, как сказал кардинал Кох, и в этом я ним согласен, отношения все равно надо развивать. Я не сомневаюсь в том, что они все равно будут развиваться.
Е. Грачева: Можно допустить, что, предположим Патриарх Кирилл отказался бы от встречи с Папой Римским, но настаивал бы на встрече с премьер-министром Италии?
Митрополит Иларион: Конечно, Патриарх встречается и с церковными, и с государственными лидерами. Но я не помню такого прецедента, чтобы Патриарх отказался встретиться с церковным лидером, но при этом настаивал бы на встрече с государственным лидером.
Е. Грачева: Владыка, наконец, вопрос к Вам как к композитору. Что Вы думаете о победе украинской группы Kalush Orchestra на конкуре «Евровидение», вообще об этом конкурсе на сегодняшний день, о его музыкальном уровне? Что Вы думаете, победа Украины была победой музыкальной или политической?
Митрополит Иларион: Я не могу Вам ответить на этот вопрос, потому что меня Господь начисто лишил вкуса к эстрадной музыке. Я был воспитан на классической музыке. Я классическую музыку продолжаю слушать, а за событиями, происходящими в мире эстрадной музыки, я не слежу.
Конечно, я слышал про этот конкурс. В прошлом году мы с Вами даже обсуждали в передаче певицу Манижу, которая участвовала там. Я специально ради той передачи посмотрел эту песню, которая тогда была исполнена. Но сейчас у меня совершенно не было возможности посмотреть песни, которые исполнялись на конкурсе «Евровидения», поскольку была очень насыщенная повестка, в том числе была поездка на Кипр.
Е. Грачева: Владыка, а теперь к вопросам телезрителей этой недели. Вопрос: «Можно ли считать брак Иосифа и Марии неравным? Ведь Иосиф был сильно старше Марии. При каких обстоятельствах мог состояться их союз, особенно если принять во внимание тот факт, что от первого брака у Иосифа уже были дети?»
Митрополит Иларион: Есть предание о том, что Иосиф находился уже в преклонном возрасте, когда он был обручен Деве Марии, что он был вдовцом, что у него были дети от первого брака, и именно они называются в Евангелии братьями Иисуса.
Церковь воспринимает Иосифа прежде всего как хранителя девства Пресвятой Богородицы. Из Евангелия от Матфея мы узнаем о том, как ему явился ангел Господень, развеял все его сомнения и как вообще началась история их брака, который никогда не был браком в физическом смысле этого слова, потому что Дева Мария признается в Православной Церкви не только Девой до Рождества, но и Девой после Рождества. Мы поэтому именуем Ее Приснодевой. Это является не просто домыслом, а церковным догматом.
Е. Грачева: Вопрос: «В Евангелии от Матфея сказано: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22:39), но при этом в Священном Писании я не нашел ответа на вопрос, а как относиться к самому себе?»
Митрополит Иларион: Есть в Священном Писании такие ответы. Например, когда апостол Павел говорит о том, что никакой человек не пойдет против собственной плоти, но всегда будет о ней заботиться и будет ласкать и греть ее. Но есть, конечно, и заповеди Божии относительно того, как человек должен воспринимать самого себя. Есть, кроме того, естественный закон, который свойственен абсолютно каждому человеку, что каждый человек самого себя в той или иной степени любит. Конечно, человек может осуждать себя за какие-то грехи, может раскаиваться в этих грехах, но все равно он сохраняет любовь к самому себе.
Я хотел бы обратить внимание Михаила вот на что. Когда Господь эту заповедь произносит, Он цитирует ту заповедь, которая была дана еще в Ветхом Завете. В Ветхом Завете эта заповедь была представлена в качестве идеала любви, то есть «возлюби ближнего твоего как самого себя». Но нравственный идеал, который Сам Иисус Христос предлагает Своим последователям, это более высокий нравственный идеал: возлюби ближнего больше, чем самого себя. Неслучайно Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
То есть это уже не эгоистическая любовь, не любовь человека к другому по образцу любви к самому себе, а жертвенная любовь, когда человек способен душу свою, то есть жизнь свою отдать за ближних.
Е. Грачева: Вопрос: «Испытываю сильное желание изменить своему мужу с другим мужчиной. К мужу отношусь с уважением, но влечение к нему как к мужчине не испытываю. Как в себе подавить эту блудную страсть?»
Митрополит Иларион: Я думаю, речь должна идти не просто о том, чтобы в себе что-то подавить. Прежде всего, речь должна идти о том, чтобы переосмыслить свое отношение к мужу, к браку. В христианской перспективе брак рассматривается не только как союз, основанный на плотском влечении мужа к жене и жены к мужу. Такое влечение может по временам ослабевать, оно может с возрастом проходить, может потом возобновляться и снова проходить. Но брачный союз в христианской перспективе воспринимается как основанный, прежде всего, на той самой любви, которая не носит эгоистического характера и которая основана не только, а, может быть, и не столько на плотском влечении, сколько на совместном желании жить по заповедям Христа. Поэтому я думаю, что проблема, которая очень часто возникает у семейных пар и с которой обращаются к священникам на исповеди, отнюдь не сводится только к тому, чтобы подавить в себе какие-то желания и влечения. Она сводится прежде всего к тому, что христианин призван жить по заповедям Христа, в том числе по этим заповедям и по учению Церкви стоить всю свою семейную жизнь.
Е. Грачева: Вопрос: «Скажите, пожалуйста, а как Церковь относится к такому виду спорта как бокс? Стоит ли отдавать сына в секцию? Совместим ли этот спорт с христианством?»
Митрополит Иларион: Я не встречал какой-либо официальной позиции Церкви относительно именно этого вида спорта. Я думаю, что если этот вид спорта не имеет заведомо агрессивного характера, если он не приводит к тяжелым травмам, увечьям, как это иной раз имеет место в боксерских поединках, то Церковь не будет иметь ничего против такого вида спорта.
Очень важно делать различия между спортом для поддержания физической формы и спортом профессиональным. В профессиональном спорте (это относится не только к боксу, но и к некоторым другим видам спорта), происходит такая нагрузка на организм, которая начинает ему вредить. Кроме того, действительно, в профессиональном боксе возникают риски серьезных травм. А если говорить о боксе любительском, о кружках для молодежи, для детей, то мне кажется, что для общего физического развития ребенка такие занятия могут быть полезны.
Е. Грачева: Вопрос: «Человек для государства или государство для человека?»
Митрополит Иларион: Конечно, государство для человека. Государство создается для того, чтобы обеспечивать безопасность людей, следить за исполнением судебных функций соответствующими органами, заботиться о благосостоянии людей.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы, на вопросы телезрителей.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Я хотел бы завершить эту передачу словами из третьего послания апостола Иоанна Богослова: «Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3 Ин. 1:11).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru