Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Докладчик поделился, что в 1991 году он начал работать в новосозданной тогда структуре МЧС России, пройдя путь от рядового спасателя до директора Департамента оперативного управления. А.Д. Легошин рассказал о ключевых принципах функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разновидностях и способах реагирования на стихийные бедствия.
«В условиях чрезвычайной ситуации все человеческие ресурсы проверяются большой бедой. Чрезвычайная ситуация всегда непохожа одна на другую и всегда развивается по собственным хаотическим законам. Можно с уверенностью сказать, что в условиях чрезвычайной ситуации все беды сходятся воедино. Какова же должна быть роль Церкви в условиях, где одна беда и, казалось бы, нет надежды?» — отметил докладчик, формулируя ключевой вопрос.
«Духовный мир человека невероятно широк, но в зоне чрезвычайной ситуации вдруг резко схлопнулся в одну точку: погибли родственники, потеряно имущество, нет крыши над головой. Все это произошло на его глазах. В беде происходит трансформация взгляда человека на мир вокруг него, и все, что он прежде считал великой ценностью, в момент обесценивается. Находясь на грани отчаяния, человек нуждается в том, чтобы его кто-то выслушал и просто побыл рядом. Мне кажется, что в этой ситуации священник может сделать колоссальный вклад, помогая людям обрести внутренний мир», — сказал А.Д. Легошин.
Заслуженный спасатель России считает, что сам факт появления священника в чрезвычайной ситуации невероятно полезным людям. «Это дает надежду, уверенность, собранность. Священник — единственный, кто вносит позитив в зоне чудовищных разрушений. Спасатели делают свою работу, психологи — свою, но нужен тот, кому можно просто прислониться головой на грудь, — и эта ниша, к сожалению, сегодня свободна. Ее должен занять священник», — констатировал А.Д. Легошин.
«Между работой священника и психолога в условиях чрезвычайной ситуации пролегает принципиальная разница: у психолога есть методики, он работает с пострадавшим один на один, а священник может сразу обратиться к огромному количеству людей, священник может повести за собой, указать путь даже в безнадежном положении», — считает докладчик.
«Спасение всегда связано с риском для собственной жизни ради жизни другого человека. Почему же жизнь другого человека ценнее, чем моя собственная? — Ответ прост, он изложен в Священном Писании: нужно просто возлюбить ближнего, неважно кем он был раньше. И перед спасенным тобой откроется новый путь. Эта помощь — новая солидарная общественная задача. Во всех спасенных людях, как принято говорить, спасатель или священник оставляет частичку души. Без этого спасение просто невозможно», — подчеркнул докладчик.
В завершение встречи А.Д. Легошин поделился воспоминаниями о священнике Анатолии Чистоусове, который в начале 1996 года, исполняя свой пастырский долг в городе Грозном, был захвачен боевиками и помещен в концлагерь. Несмотря на голод и пытки отец Анатолий не оговорил себя и не отрекся от веры, за что 14 февраля 1996 года был расстрелян.
Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый проректор РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.
Патриархия.ru