Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов (№ 12, 2022, PDF-версия).
— Николай Григорьевич, нужны ли сегодня фестивали с определением лучших церковных певческих коллективов? Зачем, на ваш взгляд, их проводить, ведь редко кто из музыкантов встает на клирос, стремясь утвердиться в глазах коллег или продемонстрировать собственные профессиональные амбиции?
— Чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо кратко вспомнить предысторию хоровых конкурсов в мире православной музыки. Этой осенью в Польше состоялся 41-й фестиваль «Гайнувские дни церковной музыки». Да, именно Польская Православная Церковь еще в социалистические годы сделала первые шаги по организации хоровых фестивалей, где жюри надлежало определить лучшие коллективы, состоящие из профессиональных музыкантов. В маленьком польском городке Гайнувка за эти десятилетия побывали православные хоры со всех континентов. Фестиваль вызвал острейший интерес к православной музыке у католиков; они узнали и полюбили ее! Теперь это главное событие в Гайнувке, которого с нетерпением ждут горожане и жители окрестностей. Более того, со временем оно разделилось на два самостоятельных события: второй фестиваль, под названием «Гайнувка в Белостоке», также проходит ежегодно и посвящен современной православной хоровой музыке.
На эти конкурсы в соседнюю Польшу в числе прочих регулярно приезжали белорусские хоры. Неудивительно, что у них возникла идея организовать нечто похожее у себя на Родине. Оставалось понять, кто воплотит ее в жизнь, и со временем такой человек нашелся. При горячей поддержке тогдашнего Патриаршего экзарха митрополита Филарета (Вахромеева) минчанка Лариса Густова организовала в столице Беларуси фактически в одиночку Международный фестиваль православных песнопений. Энтузиазм ее был столь велик, что позволял достигать поистине фантастических результатов при весьма скромном финансировании. Лариса рассказывала, что выходила из дома и планомерно обходила магазины с вопросом: «Какой приз вы хотели бы предоставить лучшему православному хору?» И ни один минский фестиваль без ценных подарков не обходился! Помимо конкурсных прослушиваний, хоры участвовали в богослужениях, выступали с концертами в больницах и домах престарелых; параллельно проводили выставки, научную конференцию и демонстрации кинофильмов о Православии. Постепенно вырабатывались критерии включения обязательных произведений в конкурсную программу: каждый коллектив-участник обязан был исполнить произведение знаменного распева и духовное сочинение современного композитора, а с шестого по счету фестиваля еще и обиходное песнопение. И знаете, члены жюри подметили интересную особенность: светским коллективам, даже опытным и прославленным, тяжелее всего давалось исполнение именно тропарей и стихир!
Затем эстафету принял гродненский фестиваль «Коложский благовест». Оргкомитет поначалу ставил иные, более приземленные задачи: повысить уровень пения на приходах епархии. Первое время ограничивавшийся исключительно Гродненской областью, фестиваль проходил в два этапа: сначала настоятели и регенты готовили свои хоры к приезду епархиальной комиссии, а затем лучшие коллективы приглашали в областной центр. Уровень «Коложского благовеста» поступательно рос, и довольно быстро фестиваль стал международным. Перед жюри в Гродно демонстрировали свое мастерство православные хоры из Румынии, Греции, Болгарии, Франции, Сербии, Грузии, Армении, Молдавии и, конечно, России. Но не забылась и первоначальная задача повышения исполнительского уровня пения на приходах. В небольших поселках священники стали разыскивать компетентных музыкантов — в основном по музыкальным школам, — которые могли бы поработать с певчими. Потом некоторые из этих профессионалов сами вставали на клирос, приезжали на финальный этап конкурса в Гродно и, возвращаясь домой, уже не покидали храм, постепенно в нем воцерковлялись. Но, увы, время, отмеренное «Коложскому благовесту», как и минскому Международному фестивалю православных песнопений, истекло.
Нельзя сказать, что в России фестивалей православной музыки до этого совсем не было. Они имели характер скорее серии концертов, где обменяться опытом, перенять что-то лучшее, внимательно проанализировать недостатки было затруднительно. И вот в первый постпандемийный год взял старт конкурс «Свет Христов», к участию в котором поначалу допускались только архиерейские хоры. Конечно, неверно рассматривать это начинание как процедуру ранжирования участников, своего рода чемпионат Церкви по хоровой музыке. Мы не разыгрываем кубки и медали, у нас нет какого-то значимого призового фонда. Цель подобного начинания — повысить значение пения за богослужением и познакомить с богатейшей музыкальной культурой Православия всех желающих. Ведь звучащая в храме музыка — это обращенная к Богу воплощенная в звуках молитва, пронесенная через сознание верующего человека. Но, поскольку жюри выставляет баллы, то есть и победители.
— К участию во втором конкурсе «Свет Христов» допускались уже не только архиерейские, но и любые клиросные хоры. Сколько заявок вы получили?
— Свыше сотни. Особенность нашего конкурса — дистанционный формат проведения на обоих этапах. Соответственно, члены жюри оценивают конкурсные выступления не вживую, а в записи.
— В нынешнем сезоне оргкомитет успешно апробировал инновацию в регламенте. На первом этапе участники представляли на суд жюри запись пения на богослужении (всенощном бдении или Божественной литургии); затем лучшие коллективы выходили во второй этап, где им предлагалось выслать жюри свое концертное выступление. Как вам кажется, имеет ли будущее подобное «двоеборье»?
— Да, это весьма удачная находка. Главная задача церковного хора — в пении возносить молитву Богу. На конкурсах же мы привыкли к тому, что жюри оценивает участников, выступающих один за другим в зале в режиме концерта. Здесь мы объединяем две эти, если так можно выразиться, хоровые «дисциплины». Отсматривая конкурсные записи первого этапа, мы имели возможность оценить работу регента за богослужением. Многие участники записывали архиерейские богослужения, что позволяло четко выявить как достоинства, так и недостатки пения.
Обязательным в программе второго тура было исполнение партесного или духовного концерта. Наличие качественно подготовленного произведения-концерта в репертуаре церковного хора недвусмысленно свидетельствует о его профессионализме. К сожалению, мы увидели (а точнее, услышали), что далеко не все коллективы, неплохо исполняющие песнопения богослужебного круга, способны петь сложные произведения на уровне, к которому привыкли взыскательные прихожане и ценители авторских сочинений духовной музыки.
— Возможно, у кого-то из вышедших во второй тур участников могло появиться искушение усилить состав певцами, не участвовавшими в записи богослужения. Не было ли подобных случаев — ведь их легко идентифицировать, сравнивая видеозаписи?
— Нет, таких прецедентов не было. Но в первом туре приходилось штрафовать участников, видеооператоры которых умудрились записать богослужение таким образом, что в объектив ни разу не попал ни регент, ни его хор! На будущее это следует более четко прописать в регламенте. Думаю, что со временем методом проб и ошибок будут определены оптимальные формат и методика проведения конкурса «Свет Христов». Возможно, он не будет ежегодным. И лично мне показалось, что больше сотни участников — это много. Все-таки в первом туре попадались откровенно слабые коллективы, которых можно отсеивать на стадии приема заявок.
— Сколько участников допустили ко второму туру?
— Почти две трети — 70 коллективов. И вот здесь мы, к сожалению, увидели, что многим регентам, чьи хоры по итогам первого тура оказались отнюдь не среди худших, не хватает элементарного вкуса при составлении концертной программы. Отсутствует широта в охвате репертуара, часто исполняются низкопробные примитивные произведения. Не очень удачно смотрелись выступления второго тура, записанные в пространстве храма. Если уж оценивать по высоким меркам профессионального музыкального мира, концертное выступление хора предполагает наличие в зале публики. А тут ставили микрофоны в пустом храме, и акустические особенности здания превращали при записи звук в гул...
— Но наверняка кто-то из конкурсантов удивил вас по-доброму...
— Конечно, такие участники были. Меня очень порадовал оказавшийся лучшим в категории «Большие смешанные хоры» коллектив Спасо-Вознесенского кафедрального собора Ульяновска под управлением Романа Хитева. А его конкурсную запись первого тура — пасхальное богослужение — и вовсе можно назвать образцовой. Все в ней было практически идеально — от культуры богослужения, возглавлявшегося митрополитом Симбирским и Новоспасским Лонгином, до пасхального канона с так называемым обиходным распевом (им в наши дни трудно кого-то удивить, но хористам это удалось — настолько свежо, стильно и соответствующе праздничному настроению он прозвучал).
— И тем не менее для звания лауреата первой степени этого не хватило...
— Да, потому что для получения этой награды необходимо было набрать определенную сумму баллов. Увы, больших смешанных хоров в нашей Церкви все меньше, потому и конкуренция в этой категории вряд ли будет нарастать, во всяком случае, в ближайшем будущем.
— Звание лауреата первой степени оказалось не присуждено еще в одной категории из восьми — «Монастырские хоры»...
— Это следствие другой проблемы — отсутствия статуса церковного певчего. Должна ли сегодня существовать такая профессия? Кто и при выполнении каких условий вправе вставать на клирос под управление регента? Эти вопросы остаются без ответа уже довольно давно, поэтому каждый пытается в этой ситуации действовать сообразно собственному профессиональному опыту. Применительно к монастырям дело сводится к тому, что далеко не всякий поющий в обители хор можно назвать монастырским. Эта категория оказалась одной из самых «малонаселенных». А достойно звучащие хоры из Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и Вознесенского Оршина женского монастыря по праву оказались в этой категории лучшими. Думаю, будет правильно, если итоги фестиваля внимательно обсудят и проанализируют на III Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви. После такого анализа мы поймем, в каком направлении Патриаршему фестивалю духовной музыки следует двигаться и развиваться.
Дмитрий Анохин
«Церковный вестник»/Патриархия.ru