26 января 2023 года в Государственном музее истории религии (ГМИР) в Санкт-Петербурге открылась выставка «Советские иконы: религиозные артефакты коммунистической эпохи». Проект реализован совместно с Обществом содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова. В экспозиции более 80 икон, собранных в экспедициях Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени Российского государственного гуманитарного университета. Дополняют ее предметы из собрания ГМИРа.
Большинство икон — из Нижегородской области. Выставку сопровождают документальные фильмы о мастерах и мастерицах Нижегородской области.
Директор ГМИРа Любовь Мусиенко отметила, что советские иконы — не только уникальный социальный и материальный феномен, но и предмет наивного религиозного искусства, оставшегося в прошлом: их авторы не передавали никому свои профессиональные навыки.
«Участникам экспедиции удалось спасти целый пласт религиозной культуры советской поры. Экспозиция дарит ощущения тепла, света, вспоминается детство, дом, где в красном углу висели такие иконы, сделанные руками самоучек. Не имея специальных материалов и инструментов, они творили чудеса. Это страница истории иконы — какой она была в те времена. Сегодня они хранятся как семейные реликвии, оставшиеся от бабушек с дедушками, и это трогательно», — сказала Л. Мусиенко.
«В то непростое время было гонение на Русскую Православную Церковь, разрушались храмы, но многие жители наших городов и сел забирали из разрушенных храмов иконы, хранили их, берегли и тайно молились, — отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. — Были также разрушены мастерские, где писали иконы, но нашлись ремесленники, которые с помощью простых материалов — фанеры, бумаги и фольги — писали и украшали иконы. В городах фотографы делали снимки старых икон и потом распространяли их. Икона в виде фотографии все равно была для верующих религиозным символом, перед ними молились, так как других не было. Эта выставка способствует сохранению икон советской эпохи, перед которыми молились наши бабушки и дедушки».
Глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев отметил, что у него дома, как и во многих семьях, есть две подобные иконы, доставшиеся от бабушек. Эти бумажные с цветочками и фольгой иконы — свидетельства эпохи: «Связь времен не распалась даже в трудное советское время. Несмотря на то, что власть была богоборческой, нельзя вытравить из людей сакральное и священное. Гонения на Церковь и верующих были одной из главных ошибок советских властей», — подчеркнул Валерий Фадеев.
Светлана Абрамова, вдова учредителя Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры Михаила Абрамова, отметила, что выставка советских икон проходит впервые. О корнях народа и истории нужно рассказывать, особенно молодежи.
Настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной г. Санкт-Петербурга протоиерей Вячеслав Харинов отметил, что эти примитивные с художественной точки зрения произведения — феномен духовной жизни и культуры.
«Эти экспонаты напоминают религиозные работы на фронте, когда под рукой у солдат тоже ничего не было. В нашем приходском музее военной археологии есть рисованная карандашом икона, найденная в планшете нашего сбитого летчика, и крестик, вырубленный из медали "За оборону Ленинграда". Эта неистребимая религиозность не терпит никакого снисходительного и высокомерного отношения... Иконы, которые мы здесь видим, чем-то похожи на коптские — там манера изображения тоже напоминает детские рисунки. Эта простота и безыскусность — снятие "взрослого флера": ты, как ребенок, обращаешься к Богу. "Аще не будете яко дети, не внидите в Царство Небесное" (Мф. 18:3). Слава Богу, что нашлись люди, которые поняли, что это важная часть материальной, художественной и религиозной культуры. История непрерывна, и вычленить какие-то куски было бы невозможно. Наша память — попытка задержать это. Советский литературовед и культуролог Юрий Лотман сказал: "Память — это культура". Если не будет памяти, что-то исчезнет из нашей культуры. В начале драматичного XX века мы открыли для себя искусство иконописи — и тут же начинается время гонений, мы закрываем эту тему, но в это сложное время развивается богословие иконы, и в конце XX — начале XXI века наступает ренессанс русской иконы. Эта выставка важна, чтобы мы не забывали недавнее прошлое», — сказал отец Вячеслав.
Куратор проекта Дмитрий Антонов отметил, что наивное народное искусство — живая история страны. Помимо икон, участники проекта собирают, записывают и публикуют истории мастеров, доживающих свой век, воспоминания их родственников. В эпоху гонений люди сохраняли и с любовью создавали иконы, формируя локальные ремесленные традиции.
Антирелигиозные гонения, насаждение атеистического мировоззрения в советское время прервали многовековое развитие религиозного искусства и ремесел. Но традиции не исчезли полностью: сельские кустари начали создавать иконы тайно. В ситуации постоянного дефицита материалов им приходилось трансформировать дореволюционные ремесленные практики и изобретать новые. Мастера использовали неожиданные вещи — от ружейных патронов до пионерских галстуков. Некоторые инструменты и материалы представлены в экспозиции.
Выставка продлится до 21 марта.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru