4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы были перенесены костные останки 30 иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV-XV столетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной благоверным князем Даниилом.
Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы.
Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного.
В храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужили настоятель храма протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии в присутствии Священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в монастырской костнице.
Епископ Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие — возвращение даниловских монахов в стены родной обители — еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), "каждый должен делать свое дело". Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»
***
Данилов мужской монастырь — древнейшая обитель Москвы — был основан благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Князь на свои средства содержал монастырь, посвященный его святому покровителю, преподобному Даниилу Столпнику, с самого начала обитель имела статус архимандритии.
Около 1330 года сын князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита выстроил в Кремле на Боровицком холме, на месте древней деревянной церкви Спаса на Бору, каменный Преображенский храм и основал первый на великокняжеском дворе монастырь, собрав братию из разных обителей. Даниловских монахов он также перевел в Кремль, а вместе с тем и архимандритию во главе с настоятелем Иоанном (впоследствии епископом Ростовским). С этого времени до конца XV века монастырь Преображения Господня был главной обителью московской великокняжеской семьи. Здесь представители этой семьи, в том числе и сам великий князь Иоанн Данилович, принимали постриг перед кончиной, здесь совершались их погребения. Возможно, в те времена монастырь был «общим», то есть предназначенным для проживания как иноков, так и инокинь. В придворной обители образовался центр московского летописания, управлявшие ею архимандриты нередко становились духовниками великих князей Московских.
По свидетельству летописей, в 1345 году на средства супруги князя Симеона княгини Анастасии Гедиминовны Литовской монастырский храм был расписан русскими мастерами — учениками греческих изографов Гойтаном, Семеном, Иваном; в работе участвовали «прочие их ученицы и дружина». Позже в монастыре нашла свое упокоение и княгиня Анастасия.
В 1396 году в соборе был погребен скончавшийся во время приезда в Москву святитель Стефан Пермский, просветитель зырян. Его мощи, находящиеся под спудом, стали главной святыней собора.
В конце XV века в связи с расширением территории дворца монастырь по распоряжению великого князя Иоанна III Васильевича был переведен «близ Крутицы» — на берег реки Москвы, за Яузу, — так началась история Новоспасского ставропигиального мужского монастыря.
В Кремле же остался дворцовый храм Спаса Преображения, который обновлялся, перестраивался, обрастал новыми приделами, претерпевал пожары и разорение в 1812 году. В середине XIX столетия была проведена его капитальная реставрация. В 1933 году храм Спаса на Бору был полностью разрушен при объединении залов Большого Кремлевского дворца в зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР.
Обретение останков монахов монастыря Преображения Господня связано с погребением святителя Стефана Пермского. Мощи святителя в 1909 году исследовала специальная комиссия Святейшего Синода с целью выяснения возможности их перенесения на место подвигов святого в Пермь. В ходе раскопок ниже захоронения святителя были найдены иные костные останки. По неизвестной причине все найденные фрагменты смешались, из-за чего Священноначалие сочло обретение мощей невозможным. Над местом упокоения святителя были устроены драгоценная рака и бронзовая сень. В 1933 году Спасо-Преображенский собор и все его святыни были уничтожены.
Во время строительных работ во дворе Большого Кремлевского дворца археологи обнаружили часть фундамента и западной стены — белокаменные детали 1330 года постройки Спасо-Преображенского собора, а рядом — несколько поврежденных захоронений XIV века, видимо, принадлежавших монастырскому кладбищу, которое существовало в обители с 1330 года до конца XV века. По окончании работ найденные останки более 20 человек были оставлены в земле на прежнем месте.
Спустя 10 лет протоиерей Владимир Клюев, в то время работавший в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, инициировал возобновление поисков утраченных мощей святителя Стефана Пермского и древних монашеских захоронений периода существования в Кремле Спасского монастыря. В 2006 году председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой рассмотреть вопрос о поднятии обнаруженных в 1997 году останков монахов XIV-XV веков и проведении их всесторонней экспертизы. 7 мая 2007 года Святейший Патриарх Алексий благословил это начинание.
Работы по поднятию останков проводились под руководством отца Владимира Клюева с 6 июля по 30 октября 2007 года. Освидетельствованные останки были переданы в Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы. Экспертиза не дала окончательного ответа о присутствии среди них святых мощей. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II вычлененные костные фрагменты до появления более убедительных доказательств принадлежности их святителю Стефану были положены на хранение. Ныне они находятся в ризнице Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы. Остальные костные фрагменты до настоящего времени пребывали на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru