11 июля 2023 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
У святителя Иоанна Златоуста есть такие слова: «Бог соблюдает нас от смерти, чтобы мы имели возможность творить добрые дела». Если вдуматься, святитель связывает саму жизнь человека с совершением добрых дел. И действительно, если нет добрых дел, теряется смысл жизни.
Слова святителя должны поразить нас в самое сердце. А мы добрые дела совершаем? Чаще всего — если и совершаем, то где-то на периферии нашего сознания и нашей повестки дня: случилось так, вот и сделали доброе дело. А по-настоящему, по-христиански, по Божиему закону доброделание вместе с верой должны быть в центре человеческой жизни. Если не делаешь добрых дел, ты медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1). Потому что вера реализует себя только через добрые дела в отношении ближних своих, а если добрых дел нет, что же тогда вера для такого человека?
Произношу эти слова, обращаясь не только к мирянам, но и к монахам. Монашествующие погружены в литургическую жизнь, у них свой ритм жизни, свои заботы. Так, может, и нам, монашествующим, нужно время от времени спрашивать себя: а какие добрые дела я сегодня сделал? Литургию отслужил, молебен, панихиду, исповедь принял — а доброе дело, хоть одно, сделал? Помог кому-то, протянул руку помощи, откликнулся, может быть, на тяжкие страдания?
Действительно, если нет добрых дел, то мы медь звенящая и кимвал бряцающий. И если будем почаще вспоминать эти слова, то и жизнь станет совсем другой — у монашествующих, у мирян, у духовенства, у всех нас. Жизнь наполнится содержанием, которое угодно Богу. А то, что мы совершаем в суете, решая административные или политические вопросы, — все это обращается в сор, абсолютно не нужный для нашей вечной жизни, если нет добрых дел.
Христианин, не совершающий добрых дел, теряет свое призвание. Но ведь с него особый спрос! Человек неверующий об этом не думает, его разум и сердце где-то далеко, и как такого Бог будет судить, мы не знаем. А вот как нас Господь будет судить, мы знаем точно, ведь мы всему научены — и в первую очередь тому, что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20).
Доброделание необходимо для спасения. Но доброделание необходимо еще и для того, чтобы жизнь становилась лучше, чтобы она была более спокойная, мирная, чтобы из жизни уходили конфликты, противоречия и та самая борьба, которую безбожная философия провозгласила неким двигателем истории, но которая на самом деле разрушает человеческие жизни и делает людей врагами.
Господь дарует нам великий закон жизни — закон любви. И если это чистая и светлая любовь, то чаще всего она ведет к браку, благословленному Богом. А если человек не вступает в брак, как, например, монашествующие? На кого должна изливаться любовь наша, любовь людей одиноких? На паству, на тех, кто к нам приходит. И нужно относиться с большим вниманием и заботой к каждому верующему человеку, который подходит на исповедь, который обращается за советом. Не отмахиваться, какими бы усталыми мы ни были, и помнить, что это наш прямой долг, наша прямая обязанность, за что Господь с нас и спросит.
В добрых делах проявляется человеческая натура. Некоторые делают добрые дела с легкостью, я встречал таких людей. Мало чему научены, в Бога верят, но, может быть, даже в церковь ходят нерегулярно — а по природе настолько добры, что совершают очень много добрых дел. Когда от сердца, от природы своей человек совершает добрые дела — значит, такого человека Господь посетил. Ну, а если нет этого дара? Его надо в себе воспитывать. Начиная с самого малого — не проходить мимо тех, кто нуждается, кто в скорби, кому необходимо хотя бы доброе слово, уж не говоря о добром деле. Иными словами, если мы хотим быть учениками Господа и Спасителя, хотим идти по пути, который Он указал, то вера наша должна споспешествоваться делами.
Вот тогда вера будет крепкой, но, самое главное, через это доброделание мы почувствуем Божие присутствие в нашей жизни. Мы Господа почувствуем, ведь это Он научил нас доброделанию. Это Его учение, Его слова, и мы, совершая добрые дела, действительно становимся Его учениками, а Он — нашим Учителем и Спасителем. Поэтому не может быть близости к Богу, не может быть никакого спасения, если мы не совершаем добрых дел.
И да поможет всем нам Господь, в большом и в малом. Если начальник повыше, то с него особый спрос. Иногда государственные деятели не думают, что чем выше забрался, тем больше с тебя и спросят, не как с простого человека. Потому что ты рискнул взять на себя ответственность за народ, и если ты эту ответственность не реализуешь, не совершаешь добрые дела, то никакие погоны, никакие звания, никакое высокое служебное положение не поможет. Лучше пониже опустись, тогда и ответственности пред Богом будет меньше.
Ну ведь это касается не только тех, кто обладает властью и может совершать добрые дела по отношению к огромному количеству людей. Конечно, принятие правильных законов, осуществление политики, направленной на духовное и материальное благополучие людей, на воспитание молодежи в духе, неразрывно связанном с крепкой верой, а значит, и с добродетелью — все это задачи и задания для тех, у кого власть. Ну, а у кого нет власти? Им совсем не проще, потому что, как говорят, бес в мелочах, в повседневности. И если мы в повседневности не имеем навыка совершать добрые дела, если в повседневности нам кажутся совершенно обыденными и вообще не имеющими отношения к греху такие явления, как пустословие, зависть, осуждение, то, может быть, и никакие дела не помогут, потому что всё это грехи, которые действительно разрушают нашу душу.
Пребывая в монастыре, как-то особенно представляешь себе, какие же по-настоящему добрые дела совершались на этой святой земле иноками. Помимо того, что на Ладожском озере, в таком непростом климате, был создан столь величественный монастырь, — сколько любви, сколько утешения получали и, надеюсь, и сегодня получают люди, посещая это святое место! И, конечно, какая же ответственность на монашествующей братии — ведь те, кто приходит сюда, в святую обитель, нередко вас со святыми отождествляют, не представляя, что же может быть больше вашего подвига. Все это определяет огромную ответственность вашу, братия, пред Богом, пред Церковью, пред верующими людьми. Так будьте достойны того призвания, к которому Господь вас привлек силой благодати Своей.
Радуюсь многому, что я вижу в Валаамской обители. Благодарю сердечно владыку наместника и всю братию за труды, которые вы несете. Обитель благоукрашается, и народу не становится меньше, хотя мы прошли через трудности, связанные с ограничением в передвижениях. Действительно, есть такие, кто отвык от храма Божиего, в некоторых приходах наблюдается спад посещаемости, но такого спада я не увидел здесь, на святой Валаамской земле. И дай Бог, чтобы было так, чтобы никакие внешние обстоятельства не лишали нас любви Божией и не отторгали нас от общения с нашим Господом и Спасителем.
Еще раз хотел бы сердечно поблагодарить всех — и владыку наместника, и монашествующих, и многочисленных прихожан за участие в сегодняшнем богослужении и за любовь к этой святой обители.
Вот замечательный драгоценный образ преподобного Макария Унженского, который мне где-то подарили. Но я подумал, что такой образ не стоит оставлять в келье, а потом задался вопросом: куда же его тогда направить? Почему-то Господь положил на душу Валаам, вот я и привез вам в подарок этот прекрасный образ преподобного Макария. Его молитвами да хранит Господь братию и всех, кто приходит с верой и любовью в эти святые стены. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси