Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи
Версия для печати
2 марта 2024 г. 21:58

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи. На встрече с участниками Святейший Владыка ответил на вопросы собравшихся.

— Здравствуйте, Ваше Святейшество! Меня зовут Филипп Гриненберже, я из Франции. Сейчас мы наблюдаем «многополяризацию» мира. Будет ли, по Вашему мнению, меньше войн, меньше страдания, и будет ли этот многополярный мир более справедливым? И что каждый человек должен сделать, чтобы этого достичь? Спасибо.

— Спасибо. Я уже что-то говорил о многополярном мире, но позвольте резюмировать. Либо мир будет многополярным, либо он не будет существовать. Ведь если мир будет управляться из одного центра, как сейчас пытаются сделать, — центра экономической силы, центра военной силы, центра, который может диктовать свою волю другим, — то такой мир будет нежизнеспособным. Поэтому наши призывы к многополярности, к демократизации общественных и межгосударственных отношений, к включению понятия справедливости в эти отношения — все это забота о том, чтобы мир существовал.

В этом смысле, я думаю, очень важна позиция нашей молодежи. Действительно, именно от вас зависит будущее, вы в него войдете и будете только вспоминать, что были такие старички, которые тоже что-то говорили. Это будет ваша реальность, которая от вас зависит, и в первую очередь я хотел бы пожелать всем вам крепкой веры, любви друг к другу и к Отечеству и способности различать духов — духов злобы от духов радости и спасения. Вот эта способность различать добро и зло и может предопределить мирное и справедливое развитие человеческой цивилизации.

— Спасибо большое.

— Здравствуйте. Меня зовут Кимберли Глисон, я живу недалеко от Ростова Великого. Моя семья переехала в Россию, потому что мои родители хотят растить детей согласно своей вере, а не той идеологии, которую навязывают в США в сфере гендера. Но как западным христианам защитить своих детей? Может ли Россия принять всех желающих?

— Россия, конечно, большая страна и многих может принять, но не думаю, что возможно принять всех желающих. Однако я благодарен Вам за слова, которые Вы сейчас произнесли. Это свидетельствует о том, что и на Западе молодежь видит в России определенную альтернативу. И Вы не ошибаетесь — это действительно так. На сегодня, я думаю, у нас почти достигнут общественный консенсус, потому что нам очень дороги наши ценности — ценность семьи, ценность любви, ценность брачных отношений и, конечно, ценности, связанные с нашей верой.

Но еще и еще раз хочу сказать, что не все так просто в современном мире. Благодарю Бога за то, что очень много людей сегодня действительно видят в России свет в конце туннеля. Это накладывает на Россию очень большую ответственность, но это не снимает ответственности и с людей, которые живут в других странах.

В качестве практической рекомендации я бы сказал о необходимости создания системы взаимной поддержки и солидарности. Когда коммунисты боролись за власть, был выдвинут такой лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Не получилось, но лозунг был очень привлекательный. Вот я бы всем сегодня сказал, что все совестливые люди, все, кто сознает опасность цивилизационного пути, который нам предлагают сильные мира сего, — все такие люди должны объединяться.

Когда я смотрю на вас, мои дорогие, я вижу, что вы представляете семью молодых людей, уже объединенных общими идеями и смыслами. Еще раз скажу: надо молиться и работать для того, чтобы эта солидарность расширялась по всему миру. Ведь если мы останемся в абсолютном меньшинстве, то сами спасемся, а вот мир может и не спастись. Поэтому, несомненно, нужно работать на поддержку друг друга, на поддержку единомышленников, на создание разного рода организаций молодежи, целеполаганием которых являются наши мечты и наши надежды.

— Здравствуйте! Меня зовут Карим, я из Египта. Правда ли, что во время Вашей встречи с Председателем Си Вы подарили ему свою книгу «Свобода и ответственность»? И как Вы считаете, что важнее: быть свободным или нести ответственность перед государством, общественностью и семьей? Спасибо.

— Благодарю Вас. Да, я встречался с господином Си Цзиньпином, замечательная была беседа, очень содержательная, на мой взгляд, и она касалась той самой темы, которую Вы сейчас затрагиваете. Мы говорили о свободе и ответственности — думаю, для мира это сейчас самая важная тема. Ведь никто не хочет уходить в рабство, никто не хочет, чтобы над ним господствовали какие-то внешние силы, и потому личная свобода очень важна. Что говорить, совсем другой стала жизнь в нашей стране, когда люди почувствовали свободу — свободу предпринимательства, свободу выбирать свой жизненный путь, свободу политического выбора, возможность кого-то критиковать, а кого-то поддерживать. Это просто необходимые условия формирования и развития свободной творческой личности.

Но и тема ответственности очень важна, и я благодарю господина Си Цзиньпина за понимание, с которым он отнесся к тому, о чем мы с ним говорили. Действительно, я подарил ему свою книгу, а она была написана в довольно трудное для меня время. Я просто озадачился проблемой — я не мог понять, как тема прав человека могла разрушить Советский Союз, то есть историческую Россию. Как? А очень просто. У тогдашних идеологов не хватило ни ума, ни терпения, ни, может быть, знаний или желания, чтобы объяснить людям простую вещь, что свобода без ответственности — это анархия, а ответственность без свободы — это рабство. И только если мы комбинируем эти два понятия, мы можем обеспечить нормальное развитие человеческого общества, в том числе достижение справедливости.

Возвращаясь к беседе с господином Си Цзиньпином, должен сказать, что это была содержательная беседа, которая произвела на меня очень хорошее впечатление. Нынешний руководитель Китайской Народной Республики — это мудрый человек, очень благожелательно относящийся к России.

— Здравствуйте! Меня зовут Сиротюк Анастасия, я из Молдовы. Уважение к родителям является традиционной ценностью, но, как нам известно из Вашей биографии, в молодости Вы покинули своих родителей и стали жить самостоятельной жизнью вопреки их воле. Как сохранить уважение к родителям, живя своей, а не их жизнью? И как предотвратить конфликт отцов и детей? Спасибо.

— Спасибо Вам за этот вопрос. Сразу вспоминаю, что произошло, когда я ушел из дома. Это не было против воли родителей. Конечно, когда я сказал, что хочу жить самостоятельно, — а я был совсем молодым, мне было 16 лет, — маму это повергло в тяжелое состояние. Она плакала, папа ходил задумчиво, и они стали меня спрашивать: что же ты хочешь? В то время мы, будучи ленинградцами, жили в районном центре Красное Село (сейчас это уже часть Большого Петербурга), куда отца послали служить не по его желанию. Он был авторитетным проповедником, люди его любили, но начались хрущевские гонения, и таких священников пытались изолировать от паствы. Вот и отца перевели, и мы переехали вместе с ним в Красное Село. А я закончил восьмой класс и стал размышлять о своем жизненном пути. Подумал, что мне в школе скучновато — может быть, еще и потому, что это было время тотальной идеологической обработки. Например, все должны были быть пионерами, а я так и не стал пионером. Не в силу оппозиционных политических взглядов, а просто потому, что быть пионером означало в то время быть атеистом, я уже об этом рассказывал.

Еще раз расскажу: меня решили «прорабатывать» в школе, а школа была передовая, пригласили на педсовет, ну и все на меня набросились: «В наше время уже спутники летают, а ты в Бога веришь??», — ну и так далее, по схеме. А я им сказал простую вещь: «Я не против того, чтобы вступить в пионеры, только у меня маленькое условие — чтобы я мог в воскресенье, повязав пионерский галстук, идти в церковь». Помрачнели мои собеседники и сказали: «Это невозможно». «Тогда, простите, мне невозможно вступить в пионеры». Вот так мы разошлись.

И вот мне пришлось вернуться в Ленинград, жить одному, зарабатывать — а зарабатывал я очень мало, жил на рубль в день. Это было очень мало, все было рассчитано до копейки. Помню, 6 копеек на трамвай туда и обратно, кажется, 3 копейки на покупку газеты, комплексно-рационный обед за 60 копеек в столовой, а остальное — на завтрак и ужин. Вот с этим было трудно — надо было покупать батон за 13 копеек и плавленый сырок за 11, и делить на две части. Вам это все непонятно, но люди старшего поколения знают, что это такое. Было тяжеловато, недоедание и все прочее, но я благодарю Бога за то время, потому что я попал в замечательный коллектив. Я поступил работать в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию, где выучился на картографа. Я встретился с замечательной ленинградской интеллигенцией. Большинство из них были люди верующие, очень просвещенные, с независимым суждением, и они, конечно, оказали очень благоприятное влияние на мое развитие.

Поэтому глубоко убежден: то, что я стал жить самостоятельно, ни в коей мере мне не повредило, а, наоборот, во многом помогло. Но это не был конфликт с семьей.

— А возможно ли вообще преодолеть конфликт отцов и детей? То есть отпустить ребенка и дать ему возможность жить самостоятельно?

— Я бы так смело не сказал. Во-первых, что за ребенок? Как он воспитан? Какие у него убеждения? Ребенок, который каждое воскресенье ходит в храм и воспитан в очень сильных убеждениях, — запросто. А вот если ребенок не знает, где правда, где ложь, где хорошо, где плохо? Если он очень подвержен внешним влияниям — культурным, поведенческим и так далее? Тогда нужно очень серьезно подумать.

Но самостоятельность для человека, способного определять свой жизненный путь, даже в раннем возрасте — это вообще очень хорошая школа жизни. При исполнении тех условий, о которых я сказал.

— Спасибо, Ваше Святейшество!

— Салам алейкум! Я Валид из Алжира, я мусульманин. Во многих западных странах традиционные ценности исчезают, особенно в сфере семьи. Недавно мы видели, что в Греции, православной стране, легализован «однополый брак»; ЛГБТ-повестка навязывается в школах. И вот мой вопрос: означает ли это конец европейской цивилизации, ведь становится ясно, что традиционная семья в европейских странах отменяется? Спасибо.

— Конечно, каждый православный человек, знающий историю, со скорбью воспринимает события в Греции. Ведь Греция — это православная страна; из греческого мира, из Византии мы получили нашу веру, и на территории Греции находится Афон — монашеская республика со строгими монастырскими уставами. О чем это говорит? В первую очередь, это измена со стороны политических элит тем традициям, той культуре и той религиозной ориентации, которая сыграла решающую роль в формировании греческой нации и греческой культуры. Произошло просто предательство.

Может быть, если бы какие-то другие партии пришли к власти, этого бы не было. А сейчас мы можем смело сказать, что Греция потеряла свой суверенитет. Но если она потеряла свой суверенитет, если те силы, в пользу которых этот суверенитет потерян, не являются сторонниками религиозного и духовного выбора, сделанного греческим народом, то возникает внутренний конфликт, который никак не будет укреплять греческое общество.

Поэтому мы с тревогой наблюдаем за тем, что происходит в греческом мире. Это наши братья по вере. В конце концов, из Византии мы получили нашу веру. И я от всего сердца призываю наших братьев и сестер, православных людей, которые прекрасно понимают, что происходит, оставаться верными своей вере, своим убеждениям. А для того чтобы оставаться верными, нужно быть внутренне, духовно сильными. Поэтому я и желаю им такой духовной силы. Будет очень печально, если Греция как культурная наследница Византии потеряет свою духовную самобытность и свою духовную свободу.

— А есть ли опасность, что рано или поздно Евросоюз отменит традиционную семью во всех странах, входящих в его состав?

— А что его будет сдерживать, если уже сейчас и семья, и традиционные ценности практически отменяются? И ведь Европейский Союз не разрушается, потому что главным для многих являются не высокие идеи, тем более не религия, а утилитарные соображения. Хорошо живем, много потребляем — и этого достаточно. Вот самое опасное, что происходит в западной цивилизации, — смещение акцентов. Ведь западная цивилизация —преемница греческой и римской цивилизации, где философия, искусство играли решающую роль в формировании личности. А если сегодня всё это, как и религия, уходит на задний план, — а мы видим, что так происходит, — то это означает духовную и нравственную деградацию западного общества. И, конечно, по этому поводу у нас не может быть никаких положительных эмоций. Этому надо сострадать и по возможности как-то влиять, чтобы все это не закончилось духовным и нравственным коллапсом. Но на сегодня уже очевидны опаснейшие тенденции в развитии западного общества с точки зрения деградации нравственных и духовных основ человеческого общежития.

— Салам алейкум! Меня зовут Мансур аль-Аджмани, я из Республики Нигер. На Африканском континенте — самый высокий в мире уровень рождаемости, а в моей стране, Республике Нигер, — самый высокий на континенте. Могут ли африканцы стать убедительным свидетельством для каждого, что больше детей в семье — это более значимо, чем материальное богатство и деньги?

— Давайте внимательно посмотрим на Африку и вообще на развивающийся мир. Что сейчас является главным целеполаганием, даже в бедных странах? Избавиться от бедности, стать богатыми, достичь того уровня потребления, который существует в западном мире. По милости Божией эта тенденция пока не разрушает традиционных ценностей, но она их, несомненно, ослабляет, и мы это видим особенно в Латинской Америке.

Значит, что происходит? Люди стремятся жить так, как живут в богатых странах. Но богатые страны, как мы сегодня говорили, переживают духовный кризис. И если в странах Африки, Латинской Америки стремление к богатству не будет сопровождаться духовным ростом и осознанием важности духовных ценностей, если это все будет связано с деградацией религиозной веры, то ничего хорошего из этого не получится. И уж если богатый Запад вошел в кризис, то что произойдет со странами третьего мира, если они духовные основы своей жизни разрушат в угоду стремлению разбогатеть, будучи неспособны достичь этого богатства?

Мои слова ни в коем случае не надо понимать так, будто не нужно стремиться к улучшению материального состояния. Конечно, нужно! Всенепременно нужно развивать экономику, науку, образование. Но при этом будьте бдительны в отношении того, чтобы не разрушить духовные основы жизни, в том числе глубокую веру в Бога, которой сегодня действительно отмечена и Африка, и Латинская Америка.

Если материальный прогресс будет сопровождаться религиозной деградацией, то ничего доброго вы из этого не вынесете, а может быть, кризис будет еще более глубоким и тяжелым, чем это имеет место в развитых странах. Поэтому стойте и держитесь тех ценностей духовных, религиозных, которые являются вашими ценностями, и одновременно развивайте и науку, и технологии, и экономику. Только чтобы одно не вытесняло другое.

— Здравствуйте, меня зовут Гуляева Арина, я из России, Республика Алтай. Насколько я знаю, Вы были участником форума в Казани, который был посвящен теме «Россия — Исламский мир», где отметили, что «как для православных людей, так и для мусульман характерно поступать так, как им Бог велит». Насколько это убеждение твердое? Не грозит ли нам опасность пойти путем секуляризации, поиска не воли Божьей, а лишь исполнения собственных желаний и поиска благополучия только для себя? Спасибо большое.

— Поиска благополучия для себя мы никогда не избежим. Вот рука так устроена. И еще: если человек перестанет о себе заботиться, он может погибнуть. Здесь все зависит от пропорций и от взаимосвязи с другими ценностями. Будет правильно, если мы, не исключая работу для себя, для своей семьи, для своих детей, желание жить лучше будем сопровождать также заботой о своей душе, о своем мировоззрении, и, как человек религиозный, скажу прямо — о сохранении веры. Потому что это и есть самая большая сила, которая может удерживать человека от греха, а значит, от распада личности.

Если мы сумеем все это сбалансировать, то и хорошо. Но одностороннее развитие с уклоном исключительно в материальную сторону приведет нас в лучшем случае к экономическому, духовному и культурному кризису, который сейчас переживают богатые страны. А в худшем случае могут быть еще более драматические последствия. Речь идет в первую очередь о будущем человека и о будущем человеческой цивилизации. Еще раз скажу: цивилизация не сможет пережить эти высокотехнологичные вызовы, если не будет одновременно духовного роста людей, если не будут укрепляться духовные и нравственные ценности. Это абсолютно очевидно, об этом кричать нужно!

Вот поэтому, когда нам говорят с высоких трибун: мы должны сделать то-то и то-то в плане развития техники, повышения уровня благосостояния, — как печально, если никто о самом главном не говорит. А что с человеком будет происходить? Всё по горизонтали, а ведь именно вертикаль определяет полноту человеческой жизни и счастья.

Поэтому еще и еще раз: очень ценю эту возможность с вами встретиться, пообщаться, поделиться своими мыслями. И, самое главное, осознать, что сейчас очень много людей действительно озабочены духовным кризисом современной цивилизации. А для того чтобы выйти из этого кризиса, никогда нельзя игнорировать вертикаль человеческого развития, то есть то, что соединяет нас с тем, что наверху, а не внизу.

— Здравствуйте! Меня зовут Абдул Азиз, я из Нигера. Молодые люди живут в мире высоких технологий, общаются через текстовые сообщения или по видеосвязи; говорят, что личное общение уже потеряло релевантность. Как Вы считаете, нужно ли человеку общаться с другими лицом к лицу, есть ли в этом какая-то ценность?

— Я уже старался более или менее об этом сказать, но еще раз скажу: если стремление к обеспечению себя и своих ближних материальными благами будет доминировать настолько, что полностью снизит значение духовного измерения человека, то мы построим нежизнеспособную семью, нежизнеспособное государство, нежизнеспособную цивилизацию. Может быть, это должно сейчас звучать рефреном: чем более развиваются наука, техника, технологии, тем больше внимания должно быть уделено душевной, духовной составляющей человека. Ведь не шутка все то, что сегодня предлагает нам наука. Это и замечательные вещи, которые используются в быту. Но ведь наука создает и оружие массового уничтожения, и иные инструменты ослабления и уничтожения рода человеческого, помимо оружия. Поэтому чем интенсивнее идет научно-техническое развитие, тем активнее должно быть развитие внутренней духовной составляющей каждого человека и человеческого общества. Только это гарантирует выживание рода человеческого, а в противном случае — конец света и торжество зла.

Если мы думаем о будущем, мы должны непременно помнить, что без развития духовной составляющей личности, без влияния духовных ценностей на человеческое общество мы действительно вступаем в очень рискованную полосу развития цивилизации, которая может привести к самому неприемлемому исходу — род человеческий истребит сам себя. А при наличии оружия массового уничтожения это возможно уже сейчас.

— А какую роль здесь играет непосредственное общение человека с человеком вне соцсетей, текстовых сообщений и видеосвязи?

— Если мы ограничимся соцсетями, видеосвязью и всеми прочими новыми технологиями, мы потеряем самое главное. Приведу неожиданный пример. Когда вы выбираете материю на платье, что вы делаете?

— Надо потрогать.

— Да, тактильность — нужно потрогать. Вот и тут точно так же: нужно потрогать, нужно почувствовать. Просто глазами, ушами и даже мозгом недостаточно — нужно прикоснуться, испытать на прочность, испытать на верность. Без этого личного опыта соприкосновения с реальностью невозможно прогнозировать будущее.

— Здравствуйте! Кувалдин Егор, Архангельская область, город Северодвинск. Очень часто в публичном пространстве бытует мнение о том, что Церковь хочет остановить прогресс и вернуть общество в средневековье. Как Вы считаете, должна ли Церковь идти в ногу со временем? Спасибо.

— А как Вы думаете, вот мы с вами тут сидим и при помощи микрофонов общаемся — это в ногу со временем? «Церковь устарела», «Церковь о чем-то таком, что неинтересно молодежи», «нужно идти в ногу со временем» — а что, собственно, значит «в ногу со временем»? Ведь требуется интеллектуальный и нравственный выбор — что выбрать из современного, чтобы вместе с ним идти.

Вот я бы не хотел идти вместе с идеями, которые разрушают целостность человеческой личности, человеческой семьи, которые подрывают любовь к Отечеству и патриотические чувства. Мне бы не хотелось идти в ногу с теми, кто исповедует в качестве якобы современных идей подобного рода взгляды, предполагающие отказ от собственной идентичности. Ведь моя собственная идентичность укоренена в идентичности страны, народа, семьи.

Поэтому ни в коем случае не нужно отказываться ни от чего доброго и правильного, особенно того, что формирует человеческую личность. Даже если это доброе принадлежит прошлому, как таблица Менделеева или теорема Пифагора, — мы же и сегодня всем этим пользуемся. Думаю, не надо выбрасывать ничего такого из прошлого, что необходимо для настоящего и будущего. И мы должны строить будущее, основываясь на исторических знаниях, на интеллектуальном и духовном опыте.

— Салям алейкум, меня зовут Кельдебек, я из Кыргызской Республики. Хотелось бы затронуть острую сейчас миграционно-культурную тему. Вы занимаете достаточно жесткую позицию в отношении мигрантов. Отсюда вопрос: в чем Вы здесь видите проблему и нет ли в этом стремления ограничить присутствие в стране разных культур и религий?

— А с чего Вы взяли, что у меня жесткая позиция в отношении иммигрантов?

— Вы всегда так высказываетесь.

— Нет, я так не высказываюсь, я вот о чем говорю. Присутствие иммигрантов, обусловленное экономическими потребностями, не должно создавать угроз для национальной идентичности России и русских. Вот представьте себе: в вашу страну приехали люди другой национальности, их много, очень много, и они начинают вытеснять все киргизское. Ведь человек, связанный со своей культурой, скажет, что это не очень хорошо. Может быть, и центростремительные настроения в советских республиках были в свое время спровоцированы тем, что не в полной мере развивалась, скажем, религиозная жизнь в этих республиках. Культура присутствовала, но в основном, я бы сказал, фольклорном плане. Вот ни в коем случае нельзя подавлять ни религию, ни культуру.

Но если говорить о присутствии иммигрантов, то иммигранты в России всегда должны помнить, в какую страну они приехали. Они должны уважать наши обычаи. Русские люди мирные, они не собираются в какие-то группы, которые могут нападать на иммигрантов, избивать их. Есть отдельные экстремистские явления, но это абсолютно не связано с умонастроениями большинства людей. Поэтому я просто говорю о том, что присутствие иммигрантов в России, которое сейчас обусловлено экономическими проблемами, возможно при соблюдении двух условий. Иммигранты должны иметь уважение к той стране и к тому народу, в среде которого они работают. Они не должны формировать свои национальные гетто, агрессивно настроенные к окружению.

Все то, о чем я говорю, имеет место. Конечно, не глобально, иначе государство забило бы тревогу. Но мне хорошо известно, как, например, люди иногда боятся консолидированных этнических групп, которые могут прибегнуть и к насилию по отношению к тем, кто им не нравится. Другими словами, присутствие людей другой культуры, другого языка, другой религии на территории России допустимо, возможно, но непременным условием должно быть уважение к русскому народу, к русской культуре, то есть к культуре большинства. Тогда у нас все будет хорошо, хотя и сейчас неплохо.

— Ваше Святейшество, приношу сердечные приветствия от братского сербского православного народа, прежде всего братьев и сестер святой земли сербской Косово и Метохия. У меня к Вам вопрос. На российском флаге — двуглавый орел; некоторые считают, что он олицетворяет связи России с Европой и Азией. Чего, на Ваш взгляд, в Вашей стране больше — европейского или азиатского? Спасибо большое.

— Во-первых, наш двуглавый орел — это византийский символ, он просто перешел в Российскую империю, в отличие от одноглавого орла на Западе. А что означал в Византии двуглавый орел? Ни про Азию, ни про Европу никто и не думал, речь шла о симфонии между Церковью и государством. Византия была наследницей Римской империи, потом стала православной империей, в Византии был Патриарх, он и сейчас остается, и, конечно, вся культура Византии формировалась под влиянием Православия. Вот эту симфонию в отношениях церковного и государственного символизировал двуглавый орел, и над каждой головой — корона. Это признание значения церковной и светской власти и исповедание той истины, что в единстве и гармоничном взаимодействии этих двух начал, этих двух властей — безопасность, стабильность и благополучие Византийской империи. Вот так прочитывалась эта символика, и я не против этой символики и сегодня.

— Спасибо Вам огромное, Ваше Святейшество, за этот наполненный глубоким смыслом разговор. И вам спасибо, друзья, за такие непростые серьезные вопросы. Кажется, у нашей молодежи все в порядке и с нравственными ценностями, и с представлениями о будущем, правда?

— Это абсолютно точно! Все в порядке с нашей молодежью!

— Спасибо огромное.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Продлен срок приема работ для участия в детско-юношеском литературном конкурсе «Лето Господне»

В России пройдет Рождественская акция «Вифлеемский огонь: свет мира и дружбы»

Специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в Смоленске семинар по профилактике зависимостей среди подростков

Во Владимирской области прошла коллегия руководителей молодежных отделов епархий Центрального федерального округа

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Патриарший визит в Смоленскую митрополию. Литургия в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 635-летию со дня преставления основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря схимонахини Марфы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 30-летия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Болгарской Православной Церкви с днем тезоименитства