Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице после Литургии в кафедральном Спасо-Преображенском соборе г. Твери

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице после Литургии в кафедральном Спасо-Преображенском соборе г. Твери
Версия для печати
21 июля 2024 г. 17:39

21 июля 2024 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в воссозданном кафедральном Спасо-Преображенском соборе г. Твери. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Игорь Михайлович, господин губернатор! Дорогие высокие гости, отцы, братья и сестры!

Можно смело сказать, не впадая ни в какие преувеличения, что сегодня произошло историческое событие. Это исторический день для города Твери, имевшего огромное значение в древней истории нашего Отечества, но и сегодня обладающего большим потенциалом и играющего важную роль в укреплении экономики и обороноспособности страны. Тверь никогда не теряла своего значения, хотя и были времена ее ослабления. И не может потерять — не только потому, что географически прекрасно расположена, но и потому, что здесь живет замечательный народ, трудолюбивый, талантливый, мужественный, который умеет защищать родную землю, умеет сохранять Православие, несмотря на страшные угрозы, и восстанавливает свои святыни.

Вот и этот замечательный кафедральный собор — разве не символ, не проявление духовной силы тех, кто живет в сем святом граде, включая власти, воинство, людей состоятельных и совсем простых? Такая святыня могла быть воссоздана только соборно, то есть всеми вместе, и только тогда, когда в ней есть потребность. А ведь это самое главное. Если у людей есть потребность иметь храмы, значит, у них есть потребность вступать в контакт с Богом. Не по привычке, не в силу какого-то обряда, а внутренняя, духовная, даже интеллектуальная потребность.

И ведь этот контакт, если он искренен, сердечен, если он наполнен верой, никогда не посрамляет того, кто вступает в общение с Богом. Разве люди на протяжении тысяч лет обращались бы к небесам, к Богу, если бы не получали ответ? Многие знают: если плохой чиновник, то к нему раз сходили с просьбой, а он не помог, второй раз не помог, а на третий раз уже никто не пойдет. Не будет человек обращаться туда, откуда не приходит ответ, причем положительный, содержательный ответ. Сам факт наличия реальной связи с небом, с Богом есть сокрушительный аргумент против всех, кто Бога отрицает. Или приведите в пример, отрицающие Бога, хоть что-нибудь, что на протяжении тысяч лет сохраняется не просто в традиции, но и в жизни людей, как одна из самых важных потребностей!

Именно отвечая на эту потребность, а вовсе не теша себя тщеславием, Патриарх и Синод приняли решение строить храмы на русской земле, коих так много было разрушено в безбожное лихолетье. А ведь нас останавливали, говорили, будто все это пиар-кампания, что храмов вполне достаточно, что в некоторых городах они и народом не наполняются, — в общем, что не нужно строить никаких храмов. И это была критика не только в мой адрес, поскольку я инициировал это строительство, но и в адрес всех архиереев, которые активно включились в возведение храмов на территории своих епархий.

Ну, а где сейчас эти критики? Кому в голову придет утверждать, что напрасно мы сегодня молимся в этом храме, что напрасно строятся храмы на территории Тверской, Петербургской, Московской, Новгородской областей? Никому в голову не приходит, потому что даже самые жесткие критики, наблюдая за этим совершенно дивным процессом, говорят: не знаем, есть Бог или нет, но мы с уважением относимся к тому, что люди делают. Такое и я часто слышу.

А сколько людей пришло к Богу через строительство храмов — строители, инженеры, архитекторы, представители местных администраций, руководители разного уровня! Почему? Да потому что храм — место присутствия Божественной благодати. И нужно быть уж очень зачерствелым человеком, с каменным сердцем, с детерминированными ложными идеями, чтобы не увидеть за всем этим дивное движение людей к Богу в нашей стране, выражающееся, в том числе, и через строительство святых Божиих храмов.

Строительство храма — это, как я уже сказал, результат духовного энтузиазма и, несомненно, мировоззренческого подвига, но, с другой стороны, ведь это и обязательство, которое берут на себя все, кто храм строил. Нельзя построить храм, а потом в него не ходить, — говорю, обращаясь к строителям, архитекторам, местному начальству. Построили храм? Извольте ходить! Иначе как объяснить ваши усилия по строительству храма? Может, ради политического пиара строили, если храм Божий вам не нужен? Каждый новый храм — это призыв идти в храм, идти навстречу Господу. А придя в храм, следует подумать о себе, о своей жизни, подвергнуть себя самому главному суду — суду своей совести. Вычленить из своего жизненного опыта все самое тяжелое, позорное, о чем даже вспоминать стыдно, покаяться пред Господом, а если сил хватит, то и на исповеди, чтобы смыть этот грех, чтобы его больше не было, чтобы с нового, чистого листа писать свою жизненную историю. Все эти возможности открываются, когда появляется храм Божий, когда возникает сильная православная община, когда совершаются богослужения, когда совершается общая молитва, когда возвышается дух человека и укрепляется дух народа.

Еще и еще раз хотел бы поблагодарить и светские власти, которые принимали в строительстве собора активное участие, и церковное руководство, в первую очередь в лице владыки митрополита Амвросия, но, знаю, и многие другие помогали. И, конечно, самая большая благодарность всем вам, мои дорогие, за то, что веру сохранили, за то, что строить храм помогли, за то, что наполняете его в часы молитвы. Верю, благословляю и очень желаю, чтобы и впредь храм Божий вами наполнялся. А если по всей Руси великой произойдет духовное возрождение народа, то никакие силы нас не победят.

Кстати, это очень хорошо поняли и наши «стратегические партнеры», те самые, которые ополчились на Русь Святую, как мы молимся на каждом богослужении, которые силой, хитростью, попытками дипломатической и экономической изоляции пытаются заставить Россию и русских идти по намеченному ими пути.

Мои родители пережили Ленинградскую блокаду; отец как инженер участвовал в строительстве оборонных укреплений вокруг Ленинграда. Я уже как-то рассказывал эту историю, но еще раз расскажу. Где-то в районе Луги они строили укрепления и вдруг увидели, как бегут солдатики. Отец их остановил их и спрашивает: «Ребята, вы куда бежите?» — «Отступаем!» — «А почему вы не на боевой позиции?» Один из солдатиков отвечает: «У нас одна трехлинейка на двоих. Нам сказали: когда одного убьют, пусть второй возьмет. На эту трехлинейку одна обойма, а там танки! Как же мы можем победить тех, кто едет на танках?»

Вот таким было соотношение сил — можете себе представить? А кто победил? Мы победили! Почему победили? Конечно, мужество народа, мудрость военачальников, героизм армии — все это было. Но ведь и другие армии имели мудрых полководцев, прекрасное военное снаряжение, дисциплину — и сдались. А мы не сдались! И за всем этим — не только личный героизм наших воинов, не только талант полководцев. За всем этим — рука Божия. Именно так и наши военачальники времен Великой Отечественной войны воспринимали свои победы, а потому хоть и тайно — уж больно высокое положение занимали, — но приходили в храмы, ставили свечи, молились. Не буду сейчас называть их имена, всем хорошо известные, но знаю по свидетельствам близких к этим полководцам людей.

Так вот, чтобы нам не делаться горячо верующими только тогда, когда становится уж совсем плохо, давайте каждое воскресенье приходить в Божий храм! С этого начнем, не с каких-то огромных подвигов. Храм построен — приходите в воскресенье, приводите детей, мужа или жену. Именно тогда мы и будем непобедимы. Именно тогда Господь благословит наше личное, семейное, общественное, государственное благополучие. А если построим храмы, а ходить в них не будем, то большая на нас ответственность и сильнее, может быть, гнев Божий.

Все это говорю вам, мои дорогие, чтобы еще и еще раз подчеркнуть огромное значение Божиего храма в духовной жизни и решающее значение для каждого человека веры в Бога. Решающее — в определении личного, семейного благополучия, а также и в обеспечении подлинного благополучия страны и всего народа.

Пусть Господь укрепит нашу веру. Пусть эта вера никогда не будет превращаться в обрядоверие. Она навсегда должна поселиться в нашем сознании и нашем сердце, и тогда каждый из нас и все мы вместе станем непобедимыми. Всему этому учит история нашей Церкви, в том числе история Тверского края. И, конечно, навевает эти мысли замечательный, возведенный вашей верой, вашими трудами величественный кафедральный собор. Да хранит Господь землю Русскую, землю Тверскую и каждого, кто с верой и надеждой обращает свое сердце и свою мысль к Господу и Спасителю нашему. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке

Патриаршая проповедь после Литургии в Преображенском соборе Салехарда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге